Московские реки хотят сделать велодорожками
Контекст
Дмитрий Угрюмов и Александр Перов представят свой проект московского велополитена 27 июля на фестивале ландшафтной архитектуры «Архстояние». Они надеются заинтересовать им экологически мыслящую прогрессивную общественность.
Предприниматель Дмитрий Угрюмов и архитектор Александр Перов предлагают построить крытые надземные дорожки прямо в воде. О деталях проекта так называемого велополитена рассказали сами авторы проекта незадолго до его официальной презентации.
Суть велополитена проста. Он представляет собой крытые надземные магистрали, по типу пешеходных переходов на МКАДе. «Велотрубы» предлагается сделать из пластика или оргстекла. Внутри — по две дорожки в каждую сторону для велосипедистов и отдельная — для пешеходов и колясочников. Проект также предусматривает оборудование магистралей велостоянками через каждые 1-2 км, где можно было бы оставлять свой велосипед или брать на прокат.
Это будет экологически чистое сооружение, говорят авторы проекта. Для отопления и освещения трассы предлагается использовать гелиобатареи, расположенные на крыше. Источником энергии могут стать и велогенераторы. «В ночное время суток сеть велополитена будет служить хорошим освещением набережной Москвы реки, — Дмитрий Угрюмов перечисляет дополнительные преимущества проекта. — А часть стен можно отдать под рекламу — например, экобрендов».
Общий вид трассы московского велополитена вдоль набережной. Макет
Идея велополитена не нова. В 1985 году с ней выступил советский инженер Поль Райкин — Крытые велодороги в Москве— утопия или необходимая реальность? — VELOMANIA.ru. Предполагалось, что надземная веломагистраль будет проходить на высоте 3-5 этажей над дорогами и между домами. По его мысли, она могла быть одно- или двухъярусной. В свое время предложение изобретателя не нашло поддержки у властей и было признано слишком затратным в исполнении. Зато идею подхватили в Канаде — свой проект для Торонто разработал архитектор Крис Хардвик. Правда, до реализации тоже дело не дошло. Также был проект подземного велополитена, который предложил руководитель НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко.
Дмитрий Угрюмов и Александр Перов переработали проекты предшественников. Причем речь идет скорее не о технических характеристиках магистрали, сколько о возможностях вписывания ее в городскую инфраструктуру. Они предлагают построить велополитен не над автомобильными дорогами, а вдоль набережных в русле Москва-реки — то есть расположить металлические сваи для крытых велодорожек непосредственно в воде. Таким образом и жизненное пространство города не страдает, и появляется возможность разгрузить московские дороги. Это, конечно, в идеале. Проектом еще нужно заинтересовать московское правительство и инвесторов. Предварительной сметы пока нет. «Для пилотного проекта не требуются большие суммы, — уверен Дмитрий Угрюмов. — В любом случае люди будут здесь ездить, пилотная магистраль окупится».
Макет станции велополитена
«В американском Портмунде в начале 2000-х был осуществлен подобный проект, соединивший заброшенные территории города. Он обошелся порядка 30 млн долларов, — говорит Алексей Митяев, инициатор проекта велодорожек в Москве. — Я считаю, что идея отличная. Только вряд ли ее авторы смогут пройти все согласования с различными инстанциями».
«Это пустая трата денег, — Антон Польский из общественного движения городских перепланировщиков «Партизаннинг» к проекту относится скептически. — Нужно точечно улучшать инфраструктуру, ориентируясь при этом на опыт северных стран вроде Норвегии или Швеции. Кстати, ни в одной из них велополитена нет. Впрочем, со временем на отдельных участках, например, на развязках, строительство крытых переездов для велосипедов, пожалуй, имеет смысл». Антон считает, что в Москве гораздо перспективнее развивать трамвайную сеть, что, в свою очередь, положительно скажется и на велосипедном движении.
Но Дмитрий Угрюмов в свою идею верит: «Конечно, есть доля риска, но должен быть человек, который поверит и захочет воплотить этот проект в жизнь». Если строительство велополитена над Москва-рекой действительно сопоставимо со строительством шоссе, как он говорит, то, возможно, шансы есть. Так что слово за велосипедистами и экспертами.