перспективах уральского кросс-кантри, Большом Камне и крепкой команде организаторов
Нельзя не замечать, как за последние годы в уральском регионе
растет и развивается велосипедный спорт. Замечательные соревнования,
хорошие результаты спортсменов – все это вдохновляет и заставляет
прогнозировать светлое будущее маунтинбайка. Накануне очередного очень
значимого старта – велосипедного марафона «Большой Камень»,
который далеко не в первый раз состоится на живописных трассах
Челябинской области, мы поговорили с одним из его непосредственных
организаторов, с человеком, который входит в число тех, кто развивает и
двигает уральской велосипедный спорт – с руководителем команды «Ural
Cycling Project» Антоном Буттом.
Антон Бутт
В нижеследующем интервью Антон подробно расскажет не только о
самой марафонской гонке, но и том, что ее окружает – о развитии
спортивной инфраструктуры, спортсменах и больших, и что самое главное,
уже осуществляемых и осуществимых планах на будущее. Приятного чтения.
Об организаторах и организации
Антон Бутт
Вячеслав:
Антон, расскажите, что представляет ваша команда «Ural Cycling
Project»? Когда вы появились, кто в вашем коллективе и как давно вы
занимаетесь проведением велосипедных XC-соревнований?
Антон: Команда «Ural Cycling Project» была организована
группой челябинских энтузиастов в 2010 году с целью продвижения и
развития любительского велоспорта в Челябинской области и на Урале в
целом. Заручившись поддержкой Администрации Верхнего Уфалея (Челябинская
область), нам удалось организовать на территории округа целую серию
интересных событий. Среди них: три ХС-веломарафона, два велофестиваля,
два официальных старта федерального уровня (этапы Кубка России ХСМ,
ХСО), всероссийские соревнования и уже 6 массовых велопробегов по
центральным улицам города, собравших сотни спортсменов-любителей и
профессионалов кросс-кантри со всей России и заслуживших среди многих
славу велосипедных событий обязательного посещения. Помимо этого
командой UCP неоднократно организовывались любительские кросс-кантри
гонки в Челябинске и в поселке Сыростан. Также в этом году в Верхнем
Уфалее во второй раз была проведена гонка в дисциплине ХСО «Формула
252», приуроченная ко Дню металлурга и Дню города.
В декабре 2011
года специалистами нашей команды была разработана программа «Уфалей –
уральский центр велотуризма и маунтинбайка», которая заняла первое место
в областном конкурсе молодёжных идей и предложений «Возродим Урал
вместе», проводимом ЧООСПД «За возрождение Урала», возглавляемом
Губернатором Челябинской области. Конечной целью программы является
создание в Верхнем Уфалее Центра подготовки спортсменов в дисциплине
ХСО (олимпийское кросс-кантри). Программа получила поддержку областных и
местных властей, составлен план и уже начата работа по его реализации.
Открыта спортивная секция по маунтинбайку, проектируются и строятся новые трассы.
Сегодня представители команды находятся в Москве, Челябинске, Верхнем
Уфалее. Среди членов команды есть любители горного велосипеда,
спортсмены, организаторы, спортсмены-ветераны, представители малого
бизнеса, представители власти.
Вячеслав: Много ли человек сейчас занимаются в уфалейской спортивной секции?
Антон:
В уфалейской секции занимается более десятка ребят. Но тех, кто готов
уже выступать на соревнованиях, немного — пока четыре подростка от 11 до
16 лет. Но начало положено, есть заинтересованный тренер, есть
заинтересованность и спортивный азарт у ребят. Так что скоро они покажут
хороший результат!
Вячеслав: Вы упомянули, что сейчас вами проектируются и
строятся новые трассы. Насколько это сложный процесс? Как вообще
происходит проектирование многокилометровых дистанций, сколько на это
уходит ресурсов и времени?
Антон: На постройку трасс
уходят годы, если это делается силами энтузиастов. Если будут ресурсы и
техника, то несколько месяцев. На подготовку к гонке готовой трассы
необходимо около месяца и административный ресурс. Естественно, без
помощи волонтеров построить и подготовить трассу невозможно.
О марафоне «Большой Камень»
Вячеслав: Как давно проводится марафон «Большой камень» и как вообще зародилась идея его проведения?
Антон:
«Большой камень» впервые был проведён в 2010 году. Идея его проведения
возникла просто. В окрестностях Уфалея идеальный рельеф для организации и
проведения кросс-кантри гонок, есть инфраструктура и добрая воля
местной власти. Всё сложилось в одно, и сегодня мы уже в четвёртый раз
готовим один из самых массовых уральских ХС марафонов. В свое время это
был первый наш по-настоящему большой спортивный проект. Он удался.
Поэтому в следующие годы проведения «Большого Камня» он собирал всё
больше и больше участников, а команда старалась улучшить инфраструктуру и
престиж этого праздника спорта. В 2012 году «Большой камень» стал
основным этапом Кубка велосипедных марафонов России и собрал значительно
более ста участников со всей страны.
Вячеслав: Что дает предстоящему гоночному старту его присутствие в списке этапов Кубка Велосипедных марафонов России?
Антон:
Конечно это престиж и продвижение марафона на федеральный уровень, а
также гарантирует приезд новых сильные участники из центральных регионов
страны, привлечение новых спонсоров. Тем более, что участник КВМР из
Москвы, например, за участие в «Большом камне» получит значительно
больше кубковых очков, чем за участие в «Дёминском» или «Мичуринском»
марафоне. Интерес у организаторов и участников получился взаимный.
Вячеслав: Насколько сложна дистанция, и есть ли смысл ехать на гонку малоопытным спортсменам?
Антон:
Трассу марафона нельзя назвать ни сложной ни лёгкой. Это всё-таки
горный велосипед. Для малоопытных спортсменов есть специальная категория
— «Новички», участники которой поедут всего один круг — 40 км. Для
малоопытного спортсмена-любителя эта дистанция не такая уж и большая.
Поэтому ехать стоит однозначно. Ведь трасса обладает разнообразнейшим
рельефом и покрытием: грейдер, грунт, лесные тропы, каменные плато,
дороги, лес, горы, карьеры… а самое главное — непередаваемая красота
уральской природы. Да, действительно шестикилометровый сингл-трек через
горную гряду Большой камень требует от участников физической подготовки,
но и от любителей никто не ждёт супер-результатов. В прошлом году в
качестве эксперимента впервые для новичковых категорий был включен
апхилл (подъем вверх) в Волчью гору, который раньше штурмовали только
опытные спортсмены. Но практика показала, что спортсмены-новички успешно
преодолевают и эту преграду на пути к финишу. И это всё же спорт.
О перспективах
Вячеслав: Как вы оцениваете уровень сильных уральских
спортсменов? До общероссийского уровня катания нашим еще расти и расти,
или уже появились те, кто способен на равных тягаться с сильнейшими
велосипедистами страны?
Антон: На Урале есть сильные спортсмены — как любители, так и
профи. Их просто мало, по сравнению с Самарой, Башкирией или Ижевском.
Павел Благих, например, на нашей майской многодневке «Le Tour de
Turshavel», которая была официальным этапом Кубка России, показал
результаты вполне сопоставимые с результатами чемпиона страны, а в гонке
ХСО показал время даже лучше. Копейская велошкола тоже готовит классных
сильных спортсменов и спортсменок, которые себя уже успешно проявляют в
маунтинбайке на всероссийском уровне. Просто пока их мало. Проблема в
том, что велоспорт на Урале ещё недостаточно популярен и развит.
Необходимы условия, заинтересованность власти, общества, бизнеса. В
Уфалее всё это как-то сложилось. Есть горы, трассы разной сложности,
есть заинтересованность профильного бизнеса и власти. Поэтому и
открылась детская специализированная секция по маунтинбайку, и в этом
году первый в истории уфалейский мальчишка принял участие во
всероссийских соревнованиях, появилась и растёт группа
спортсменов-любителей, многие из которых уже с этого года переходят из
категории «новички» в «эксперты». А велопробеги собирают в городе с
населением 36 тысяч по 150-200 человек! Мы создали условия здесь в
маленьком провинциальном Уфалее и имеем уже результат. Кросс-кантри —
олимпийская дисциплина. Это нас стимулирует! Урал обладает уникальным
природным рельефом для катания и развития маунтинбайка. Мы верим в то,
что уральские велосипедисты рано или поздно станут сильнейшими и их
будет много. Просто нужно время и желание. А будут ресурсы, так это всё
произойдёт гораздо раньше.
Звезда уральского XC Павел Благих
Вячеслав: А может ли в России сегодня велосипедист самостоятельно себя подготовить до уровня профессионального спортсмена?
Антон:
Подготовить себя самостоятельно спортсмен конечно может. И будет готов
участвовать в серьезных стартах, но вот победить будет непросто. Конечно
, это возможно, однако у профессионально подготовленных спортсменов
шансов больше. Проблема в ином – в последующем попасть в сборную страны
«самоучке» в нашей стране практически невозможно. О причинах говорить не
буду. И в то же время, хочется добавить информации об обратном примере —
в Европе, или штатах практически любой спортсмен приходит в «большой»
спорт (в т.ч. и в сборную) из любительских гонок, а не прямиком из
детской секции. Таковы особенности и различия профессионального XC у нас
и за рубежом.
В Верхнем Уфалее, уже совсем скоро, 11 августа, состоится
велосипедный кросс-кантри марафон «Большой Камень 2013». В нынешнем году
этот марафон входит в список этапов Кубка Велосипедных марафонов
России, что заведомо повышает престиж предстоящего мероприятия.
Организаторы соревнований в лице команды «UCP» уже готовят гоночную
дистанцию с совсем немалой протяженностью пути. Длина одного круга
составит порядка 40 километров. Максимальная дистанция марафона
составит, ни много ни мало, 2 круга. Временной лимит прохождения первого
круга 2 часа 30 минут.
По прогнозам, «Большой Камень» соберет вокруг себя более сотни
любителей кросс-кантри, которые будут распределены на несколько
категорий, выборка в которые будет варьироваться от общей подготовки
спортсмена и его возраста. В общей сложности на соревнованиях
насчитывается порядка 10 зачетных категорий.
Отдельного внимания, конечно, заслуживает и трасса гонки. Спортсменов
ожидают: грейдер, грунтовки, лесные тропы, горы, длинные скоростные
спуски, подъёмы, карьеры. Трасса обрадует своим разнообразием и
достаточной сложностью, чтобы не скучать ни на одном из ее
многочисленных участков.
Стартуют соревнования в 10:00 от местного стадиона «Никельщик», где,
стоит отметить, имеется весьма развитая спортивная инфраструктура,
которая включает в себя душ, мойку велосипеда, зону отдыха и многое
другое.
Стартовый взнос для заявившихся онлайн до 8 августа включительно составляет 400 руб. В день старта — 600 руб.