С самой вершины: интервью с Max Commencal, основателем компании Commencal
Max Commencal никогда не шел
проторенной дорогой. Когда только маунтин-байк пересек Атлантику и попал
в Европу, в середине 80х он выбрал свой путь, чтобы определять
направление развития велосипедной отрасли. Будь это выявление
особенностей BMX и их компонентов, проектирование современных
даунхильных велосипедов или производство эндуро комплитов за десятилетие
до времени, когда это станет мейнстримом. Он определенно смотрит на мир
маунтинбайка своим собственным взглядом. Сегодня он возглавляет
компанию Commencal, названной по его фамилии –
Max Commencal.
Нам удалось поймать его (редакции Pinkbike), несколько дней позже
знаменательной победы Remi Thirion на этапе кубка мира. Встреча
проходила в Андорре, где находится штаб квартира Commencal и мы
поговорили с ним о его жизненном пути, начиная с участия в гонках
Париж-Дакар и до сегодняшнего дня.
Когда вы в первый раз попали в вело индустрию?
В начале своего пути, я даже не был близок к велоспорту, я был больше
в сфере мотоциклов. Я участвовал в гонках Париж-Дакар первые 6 раз,
когда они только проводились. Впервые я принял в них участие в 1978 г. и
был одним из самых молодых гонщиков. Впоследствии, я встретил людей,
которые работали в сфере оборудования для сада. Продукция продавалась в
основном с весны до конца осени, поэтому они искали продукты для продажи
зимой и на рождество. Один из них, не я, решил продавать велосипеды. Он
знал меня по Париж-Дакару, я работал как журналист в то время. В целом
по образованию я архитектор, но после получения диплома, я ушел в
мотоспорт и участвовал в Париж-Дакаре, а также, попутно помогал журналам
с публикациями и фотографиями. Это не было серьезной работой и мне было
сделано предложение заняться темой велосипедов в их магазине. Таким
образом, я начал работать в велоиндустрии в 1980 г. Это то время, когда я
открыл для себя BMX, это был всего лишь рождественский продукт для
покупателей, но когда я вошел в этот мир, шаг за шагом, я стал пылать
большой любовью к BMX. Два года спустя, компания была продана. Новые
владельцы не хотели продолжать заниматься велосипедами и предложили
работать с ними, но я решил работать на себя. Это был 1982 г.
Первые несколько месяцев новая компания называлась MX France. Я начал
продавать некоторые велосипеды, работал один, иногда ко мне
присоединялись парни, которые собирали велосипеды. Каждый месяц я ездил в
Италию, чтобы найти некоторые запасные части. Так, в один день,
итальянский поставщик сказал, что он знает английскую компанию, которая
могла бы быть заинтересована в приобретении 600 велосипедов. 600 BMX! Вы
можете себе это представить? Для меня это было фантастикой. Я
подготовил лучший байк, который только мог, взял билет в Лондон и
отправился к этому покупателю. В конце встречи, он сказал мне: “Это был
белый велосипед, можно ли будет получить велосипеды в Хроме»? Я сказал –
да. «Возможно ли сделать руль с особенным дизайном»? Я сказал да.
«Можно ли сделать подушку на руле со звездами»? Я сказал — да. «Можно ли
будет сделать черные колеса с кожаным бортом. Я сказал да. В конце он
сказал – «Можно ли поменять имя? Так как бренд Франции – не очень
хорош для продаж.” Я сказал, да, я подумаю об этом. После встречи я
поехал в отель, дешевый, маленький отель в Лондоне на ночь, чтобы
подготовить новое описание. Был декабрь и было очень холодно, я жил на
юге Франции, где было на порядок солнечнее, поэтому я решил назвать
новую компанию Sunn, с двумя N (от англ. Sun – солнце). В конце-концов я
не продал ни одного велосипеда этому человеку, возможно вопрос был в
цене, я не знаю, но с того момента, я сменил название компании и
использовал хромированные рамы. Я не помню как звали того человека, но
точно знаю, он мне очень помог.
Когда вы впервые открыли для себя горный велосипед?
Мы начали заниматься горным велосипедом в 1985-1986 гг. Тогда мы
попробовали гоняться в классе BMX и быстро добились хороших результатов.
У меня были действительно хорошие гонщики. Я присутствовал на
соревнованиях каждые выходные во Франции, Европе и по всему миру. У меня
были такие гонщики как Cedric Gracia — он стал участником нашей
команды, когда ему было только 6 лет. Я даже могу сказать, что я для
него немного как отец. Когда я переезжал в Андорру, он переехал вместе
со мной. Наши отношения между Cedric и мной, это длинная история, также
как и с другими райдерами как, например — Christophe Leveque.
В то время, мы шли на гребне волны,
я делал первые алюминиевые рамы и мы могли конкурировать с GT! C
Richard Long и Gary Turner! Это было отличное время. Когда я увидел в
1985-1986 гг. некоторых американцев делающих, то что они называли
маунтинбайком, я сказал «Это не горный велосипед. То что они делают это
катаются на дорожных велосипедах с внедорожными покрышками. Я покажу вам
что такое горный велосипед!». Первый горный велосипед, который я сделал
– был большой BMX. Он имел наклонную (sloping) геометрию c точно такой
же посадкой, как на BMX. Шаг за шагом, я делал похожие горные велосипеды
в 1987, 1988 и 1989 гг. и мои продажи шли очень хорошо, так как большое
количество райдеров хотели ехать вне дорог как на BMX, а не как на
дорожном велосипеде. Я не уверен, но думаю, что был первым кто сделал
велосипеды c такой геометрией: широким рулем и другим духом, не как у
дорожных моделей. Мы пришли из BMX и я думаю, что был одним из первых
кто делал хромолевые рамы дуговой сваркой с вольфрамовым электродом (TIG
welding), что уже применялось какое-то время в BMX. Все BMX компоненты
должны быть невероятно прочными и мои велосипеды, используя BMX
технологии были прочнее тех, которые использовали обычные технологии.
«Наглядно видно, что Max научил Седрика как пить (только шампанское конечно).»
Как проходила гоночная программа
Sunn?
Мы всегда были участниками гонок. Катаясь на BMX, мы посещали все гонки.
Я думаю всего, мы выиграли 80 или 90 титулов чемпиона мира.
Команда
по горному велосипеду также была образована: в то время я думал что это
будет интересно пойти с BMX командой в сферу горного велосипеда, а
именно в даунхилл соревнования. Мы попробовали и были успешны. Я помню,
это был 1983 и недалеко от Андорры…Я работал в г. Тулуза, так как это
был мой родной город, мы поехали на соревнования с двумя BMX гонщиками и
я сказал, «Окей, сегодня мы поедем на лыжный курорт». Это было лето. Мы
пошли пешком, так как не хотели крутить педали. Мы хотели выяснить,
можно ли было использовать BMX на манер горных лыж. Мы забрались на холм
и попробовали спуститься на BMX…..И это была катастрофа. Я думал это
будет круто тренироваться на горном велосипеде в горах и сегодня я вижу,
то, что мы сделали тогда, это было как калька (blueprint) того времени к
сегодняшнему.
«Мы хотели выяснить, можно ли было использовать BMX на манер горных
лыж. Мы забрались на холм и попробовали спуститься на BMX…..И это была
катастрофа. Я думал это будет круто тренироваться на горном велосипеде в
горах и сегодня я вижу, то, что мы сделали тогда, это было как калька
(blueprint) того времени к сегодняшнему.»
Большой частью вашей гоночной программы являлся Olivier Bossard и его научный подход к соревнованиям
,
как вы начали работу с ним?
В конце 80x, я начал входить в мир
горного велосипеда с BMX мышлением. В начале 90х, у нас была сильная
команда в горном велосипеде и мы участвовали как в гонках кросс-кантри,
так и в даунхилле. У нас были такие гонщики как Anne-Caroline Chausson,
Francois Gachet…
Он пришел из
триала и был силен: он был быстр и аккуратен. Francois был действительно
хорошим гонщиком. В один день я получил, не помню, то ли письмо, то ли
телефонный звонок от парня из Великобритании и он сказал мне: “Max, я
работаю и вело магазине и занимаюсь ремонтом вилок». Я подумал, что это
может быть интересно. Я помню как отправил ему MAG 21, он перебрал ее и
затем отправил обратно нам. Когда Francois Gachet попробовал ее, он
сказал: «Это восхитительно, полностью другая работа, по сравнению со
стандартными вилками». Я позвонил ему снова, его звали Olivier Bossard,
он приехал и стал работать с нами. Как итог, мы создали очень сильный
бренд «Sunn» и все что мы делали, отлично принималось. Когда Olivier
говорил что мы обязаны использовать другие втулки, мы обязаны
использовать 180 или 200 мм хода, мы обязаны…Для меня, человека из
мотоспорта, это было таким же логичным шагом и я имел абсолютно схожее
мышление с ним. Мы тратили огромные деньги на инновации. Это было нашей
работой, представлять и создавать велосипеды, которые будут еще более
эффективными для райдеров.
Как вы пришли к тому
,
чтобы покинуть
Sunn?
Это плохая история..это бизнес
история. Чтобы продавать больше, мне нужны были деньги, поэтому среди 88
акционеров, у меня было 35% акций. Это было логичным, что один из
мажоритарных акционеров компании, хотел получить мое место, но он не
понимал велосипеды и никогда не был в компании до этого..никогда, но
однажды. Однажды он сказал мне на встрече, в 1998 г.: «Ты уходишь, а я
занимаю твое место». Тогда я занимал должность президента. У него было
25%, но с двумя другим друзьями-инвесторами у него было 51% акций. Он
имел юридическое право так сделать. Компания была доходной, и это было
хорошее место. В его планах было делать более дешевые велосипеды, а
также много других целей. В итоге я был вне игры.
Sunn была признана банкротом в третий раз за этот год
, неприятно
ли для вас следить за этим?
Да и нет, потому что я не смотрю
назад, это уже произошло. Это относится к моей истории, моим знаниям,
это принадлежит мне, но что важно – то, что происходит сейчас. Я не
слушаю старую музыку. Я предпочитаю представлять будущее. Я пытался
перекупить Sunn, но не мог, так как это было слишком дорого. Я бы ни за
что не хотел поставить Commencal в такое же положение.
«Я пытался перекупить Sunn, но не мог, так как это было слишком
дорого. Я бы ни за что не хотел поставить Commencal в такое же
положение.»
Когда я был уволен, мой
адвокат…До этого у меня не было адвоката или кого то, кто бы мог дать
совет, но в этот момент я нанял такого человека. Он был представлен мне
моим хорошим другом, который знал человека занявшего мое место. Это был
владелец компании «Chipie» и у нас была совместная «Sunn-Chipie»
команда, и он сказал, что мне нужно повидать его, так как он мог бы
помочь мне. Я поехал на встречу и он был взбешен, он сказал: «Они очень
плохие люди, поэтому я должен найти денег, людей, чтобы перекупить
компанию и имя». Когда он сказал это мне, мне было 43 года, а вы, обычно
сильны, когда вам 40 лет. Так, на его высказывание, я ответил: «Нет, я
не собираюсь отдавать деньги этим людям. Я готов начать все сначала и в
течении 10 лет мы посмотрим.» Это было испытание для меня, после
случившегося сказать: «Ок бывает, чувствую себя достаточно сильным,
чтобы начать снова».
Каким был первый велосипед
Commencal?
Первым велосипедом Commencal был
Supernormal. У нас не было времени, чтобы разрабатывать что либо
сложное, поэтому мы сделали обычный велосипед, но с приставкой «супер».
Четырнадцать лет назад, в 2000, это был хардтейл с амортизационной
вилкой и рулем с подъемом. Это был велосипед, которым было легко
управлять. Я помню как позвал одного из моих бывших гонщиков Christoph
Dupouey. У него не было контрактов или спонсора, и он просто для своего
удовольствия
предложил поехать на моем велосипеде соревнования Roc D’Azur. Там, в
2000 г., я впервые презентовал линейку и он выиграл. Это было сюрпризом.
«Max и Commencal Supernormal 2012, первый Supernormal был создан в 2000 году.»
Meta 6 была вероятно первым эндуро велосипедом
когда либо сделанным
,
что повлияло на вас сделать такой велосипед?
Я никогда об этом не думал, но
вероятно да, вместе с Rocky Mountain Slayer. Meta 6 была очень важным
велосипедом для нас. Для маунтин байка, самая важная вещь – получить фан
на своем велосипеде. Это всегда было моей философией, даже в Sunn. В
2005, мы были способны сделать длинноходный велосипед, который вы были
бы способны также эффективно педалировать. Meta 6, говорила: «Хорошо,
если вы живете в месте без подъемника, то по пути к своему любимому
трейлу также можете получить свою дозу удовольствия!” Первая гонка,
которую я организовал в Андорре, была Maxiavalanche. Подъемник не
работал и был грузовик, который доставлял байки на вершину. Это уже было
эндуро и это был 2001 год.
В течении 2008-2010 гг.
,
ваши велосипеды имели большое количество проблем с надежностью
, б
ольшое количество поломок
,
что случилось в этот период?
У нас никогда не было проблем с надежностью представляющей риск для
райдеров, это была больше проблема производства. Возможно, 5 или 6 лет
назад, качество алюминия было не таким хорошим как сейчас. Мы зависимы
от технологий. Мы, как и все другие не производим собственный алюминий.
Такая проблема существовала для нас, но сегодня она стала самой важной
составляющей. С новой Meta, мы произвели более 20 000 рам и ни одна из
них не была сломана. Если кто либо, когда-нибудь будет иметь проблемы с
новым поколением Meta, он может всегда написать нам через наш сайт. Вы
можете спросить Pierre-Edouard Ferry (Commencal pro фрирайдер,
являющийся частым гостем Rampage) — у него было 6 велосипедов и он ни
один из них не сломал. Иногда мы немного тяжелее других, но для нас
надежность самая важная вещь.
На кубке мира в Андорре в этом году
,
вы снова начали работать с
Olivier Bossard
впервые за 15 лет
,
последний раз
,
работая с ним
,
вы
были достаточно успешны
.
C Olivier мы потратили большое количество ночей 15 лет назад, пытаясь
понять принцип работы подвески велосипеда. Он босс, ха-ха, но я думаю, я
понял его мышление, вероятно потому что в моем образовании, я больше
математико-ориентированный, поэтому я понимал, когда он говорил.
Объяснить проблему – одна вещь, но предложить решение совершенно другое,
поэтому это было большим удовольствием для меня работать с ним. Это
было здорово, в эти выходные снова вернуться в то время. В течении 15
лет, мы не работали как тогда, мы работали с Fox, Rock Shox и Manitou,
но не так как мы делали это с Olivier. Мы решили вернуться на следующий
год в составе большей команды, с правильной структурой, чтобы работать
также, как мы это уже делали: с подвеской, нашими райдерами, потому что
это очень важно. У нас есть несколько идей по поводу того, что мы можем
делать…Это будет особенностью. Решение принято.
«Победа Remi Thirion в Vallnord.»
Сегодня
,
нет карбона в линейке
Commencal,
на рынке это выглядит достаточно необычно
.
Это сложно. Мы производили Meta и рамы хардтейл из карбона в 2007-2008
гг.. Я ездил в Китай, чтобы посетить эти заводы. Это было шоком для
меня, так как условия работы там были ужасны. Работники выполняли свои
задачи только в бумажных масках. Дети, я говорю дети, но они не дети —
18-20 лет, также работали над карбоном. Это опасно. Когда вы говорите с
их руководством, они говорят: «На моей фабрике вы не будете работать
слишком долго, потому что ваша жизнь может существенно сократиться.»
Поэтому они работают 6 месяцев и сменяются. Все поставщики спрашивают
все более дешевые и дешевые карбоновые рамы. Когда я вернулся, поверьте
мне, мне было неуютно и я сказал: «Я буду терять продажи, но не хочу
производить карбон». Мы производим алюминиевые рамы, прочные рамы, это
игра и мы в ней не для того, чтобы…убивать..только потому что хотим
сократить 300 г. веса. Поэтому я сказал «Нет, я не буду производить
карбон». Я производил карбон в г. Тулуза для Nico Vouillos и Cedric
Gracia 15 или 20 лет назад. Те рамы создавались в специальных
помещениях, людьми в защитной экипировке и это было очень дорого. В
Китае для меня…я не хочу продолжать разговор об этом. Я говорю, только
потому что вы спросили. Я не говорю, что все фабрики одинаковы,
возможно некоторые лучше, но на текущий момент… И мы работаем над
несколькими другими технологиями, вы увидите их в следующем или
последующем году. Вы также не можете починить карбон и он не может быть
переработан. Слишком много отрицательных моментов.
Недавно вы приложили немало усилий на онлайн часть вашего бизнеса
,
является ли это направлением
,
по которому вы собираетесь двигаться дальше?
Мы сделали это по двум причинам. Первая – для маленьких брендов как
мы, все более и более сложно работать в магазинах. Большие бренды,
мейджоры, пытаются занять все место в магазине. Они говорят «Вам не
нужен Commencal чтобы продавать их эндуро велосипеды, у нас тоже есть
эндуро велосипеды». Они говорят: «Вам не надо продавать даунхильные
велосипеды Commencal, мы также делаем велосипеды для даунхилла». Они
предлагают все лучшие и лучшие условия, лучшую маржу, если они работают с
полным магазином исключительно для них. Это не то, чтобы они не хотят
работать с нами, но они предпочитают фокусироваться на меньшем
количестве поставщиков. Вторая причина – до того момента пока интернет
дилеры и большие сетевые магазины, имеют монополию на дистрибуцию, вам
нужно принимать их условия. Если они говорят, что хотят эту маржу или
для сетевого магазина получить этот процент поставки, 2 или 3% на
рекламу, в конце концов вы остаетесь вообще без маржи. Также, они
толкают вас, чтобы делать велосипеды дешевле. Эта монополия в интернете
исчезает. Мы можем продавать без этой системы. Они не хотят нас и я вижу
возможность в интернете. Я сказал: «Хорошо, мы будем маленькими». Мы
продолжим работать со многими дилерами, но по другому. Безусловно, их
маржа не такая большая, но мы предлагаем им другие преимущества. Им не
надо иметь много велосипедов в наличии, мы не обязываем их делать
предзаказы. Они могут работать комфортно и вероятно, этот год мы
отработаем лучше чем прошлый. Это интересно, так как сейчас дилеры не
обязаны работать с нами. С тех пор как мы начали продажи онлайн, наш
бизнес увеличился. 2012 стал лучшим годом нашей работы с тех пор, как мы
появились, включая годы работы компании Sunn.
«Неоспоримо, он любит Mountain Bike.»
Мы знаем, что с нашим стилем, нашими отличиями, мы никогда не будем
большими или универсальными. Наша позиция не быть сильными в одной
стране, но быть во многих странах. Мы не большие во Франции, в Испании,
России, Корее, Японии..Но мы на всех континентах – везде. Большинство
людей любит большие бренды, как Specialized или другие, но некоторым
нравятся наши байки. Достаточно для маленькой компании в которой
работают 30 человек. Нас устраивает текущее положение вещей, потому что
мы можем продолжать делать, то что нам нравится.
По материалам Pinkbike.com