экскурсия на фабрику Hayes
Милуоки,
штат Висконсин, это город “синих воротничков”, город, где появились на
свет Harley Davidson и Hayes. Компания Hayes пригласила PinkBike
посетить их штаб-квартиру, которая является нервным узлом для всего
производства корпорации — тормозов Hayes, различных комплектующих Answer, амортизационных систем Manitou, колес SunRingle и спиц Wheelsmith.
И если вам кажется, что это собрание абсолютно отличных друг от друга
брендов, то вам не кажется. Однако, за этой, на первый взгляд,
странностью скрыт определенный системный подход.
(По
часовой стрелке) Вице-президент и Генеральный директор Дэррен Сэмпбелл,
можно сказать, вырос в Hayes. Техник-сборщик Eric Nelson осуществляет
сборку Dorado. Lee Peeso, один из той горстки людей, которые разбираются
в хитростях работы спицевых машин Wheelsmith.
Согласно
легенде, Hayes были оригинальным производителем из США, который, в
основном, работал с Harley Davidson и предприятиями тяжелой
промышленности, и, по счастливой случайности, занялся велосипедными
тормозами. Продажи быстро выросли настолько, что велосипедная часть
производства была выделена в отдельный сегмент. Этот факт, а также
давление со стороны тайваньских производителей велосипедов, привел к
открытию еще одной фабрики ближе к азиатским рынкам, ориентированной в
первую очередь на азиатский OEM-сектор, и к появлению отделения Hayes
Asia, где, в данный момент, изготавливаются все компоненты компании, за
исключением спиц Wheelsmith.
Hayes не уникальны в подобной бизнес-модели. Точно по такому же пути и
точно по тем же причинам несколькими годами раньше прошел SRAM.
(Слева
направо) Самые первые велосипедные дисковые тормоза Hayes, отгруженные в
Schwinn, для их модели “Orange Krate”. Малоизвестная тогда, именно
компания Hayes создала для Dia-Compe USA прорывную модель тормозной
системы SpeedCheck. Hayes HFX стали первой успешной гидравлической
тормозной системой для горных велосипедов, и позволили компании выйти на
OEM-рынок. Текущая топовая модель — Hayes Prime.
Больше, чем тормоза
Где-то
около 2005 г, наслаждаясь запуском исключительно удачного бизнеса по
изготовлению дисковых тормозов для большинства велосипедных брендов,
Hayes оказались под перекрестным огнем со стороны Shimano и SRAM. Как
раз в это же время обе эти компании начали производить свои собственные
хорошие дисковые тормоза, а ОЕМ-потребителям стали предлагать схемы, по
которым, приобретая дополнительно наборы тормозов, они получали весомую
скидку на все компоненты привода. Также ходили слухи о том, что Shimano
готовятся наладить выпуск собственных колес. Менеджмент Hayes
почувствовал, что надвигается буря. И единственным выходом было
увеличение ассортимента продукции. Продавая компоненты в виде готовых
наборов, Hayes могли бы также предлагать более выгодные цены за свои
изделия, давая OEM-клиентам возможность выбирать только самое лучшее —
трансмиссию от SRAM или Shimano, а остальные недостающие детали — из
компонентов Hayes.
Однако,
Hayes, в первую очередь, были предприятием тяжелой промышленности, а не
фирмой, ориентированной на приятный дизайн и маркетинг. Поэтому Рэнд
МакНэлли (Rand McNally), совместно с другими основными менеджерами
Hayes, организовал выкуп контрольного пакета акций у прежних владельцев,
и сменил название на HB Perfomance Systems, Inc. Ключевым аспектом
новой бизнес-модели Hayes стало разделение на целевые рынки, и новое
велосипедное крыло получило название Hayes Bicycle Group (больше
известное как Hayes Components). В тот момент, вряд ли можно было
выбрать более удачное время для создания нового предприятия — ряд
довольно известных компаний-производителей компонентов находился на
грани банкротства, по разным причинам, и поэтому они могли быть легко
выкуплены. Уже спустя месяц после создания новой компании, Hayes купили SunRingle. В 2006м были выкуплены Wheelsmith, а чуть позднее в том же году — приобретены Answer/Manitou.
Череда приобретений Hayes
К концу
2006 года, Hayes Bicycle Group имели в своем распоряжении полный загон
рабочих лошадок, которые смогли бы тянуть их повозку. Дэррен Кэмпбелл
(Darren Campbell), который стал генеральным директором в 2009 году,
говорил, что они были обязаны вкладывать довольно внушительные средства,
чтобы вывести каждый из купленных ими брендов на полную мощность как
можно быстрее, однако никто тогда не подозревал, что экономика Штатов
рухнет в рецессию именно в те месяцы, когда Hayes совершали свои
приобретения. В то время многим представителям бизнеса пришлось резко
сворачивать свое дело, распродавая остатки своей продукции. Команда
Hayes, вместо этого, лишь укрепилась в своем решении, и продолжила
придерживаться изначального плана.
Возможно,
наибольшим положительным итогом выхода из этого затруднительного
положения стало то, что компании пришлось четко определить для себя свою
целевую аудиторию покупателей, и сосредоточиться на программах
разработки продукции для Answer, Manitou, SunRingle и Hayes Brakes
именно исходя из этой целевой аудитории. Целевой аудиторией, к слову,
является тот средний сегмент рынка маунтинбайкеров-любителей, где
райдеры ожидают элитного качества и производительности от оборудования,
доступного по средствам.
“Мы не
компания по производству блестяшек. Мы хотим, чтобы наши компоненты,
даже если они установлены на 400-долларовом байке, все равно были круче
всех других аналогов по функциональности.” Дэррен Кэмпелл,
Вице-президент/Генеральный директор.
То, что мы
подcмотрели в отделе опытно-конструкторских работ: новый воздушный
амортизатор Manitou MRD с увеличенной воздушной камерой и удаленной
настройкой демпфирования, доска для мозгового штурма на тему названия
новой вилки (Manitou Mattoc). А ведь могли BTR’ом назвать. И настенная
скульптура — необработанная магниевая отливка в виде штанов вилки.
(По
часовой стрелке). Познакомьтесь с некоторыми сотрудниками из Hayes.
Blake Buckley — инженер-материаловед, Ed Kwaterski — Главный инженер в
Manitou Suspension, Joquine Duarte — техник-сборщик, Josh Pallison —
помощник генерального директора, Jon Wells — ответственный за связи со
спонсируемыми райдерами, и Doug Klinski — производственный супервайзер.
Когда ты ходишь по этажам фабрики, ты прямо таки ощущаешь эту
атмосферу, которую создают мужчины и женщины, трудящиеся здесь и
напрямую заинтересованные в успехе своего труда.
Однако,
чтобы проложить свой путь на любительский рынок, требуется весьма
солидная поддержка со стороны OEM-клиентов, то, что получить довольно
непросто. Внезапно, подобную поддержку обеспечила Manitou,
обеспечив компании по настоящему прорывной год, совершив лучший камбэк
2012 года в своей области, лидируя по объемам продаж в Европе среди всех
остальных отделений компании. Позже, когда Manitou Dorado
оказалась единственной даунхилльной вилкой, способной легко
адаптироваться к колесам диаметра 27.5”, многие райдеры и
продукт-менеджеры вновь обнаружили для себя, что ее функциональность
находится наравне с топовыми предложениями от RockShox и Fox — что еще
больше укрепило позиции Manitou в нужный момент.
История преданности Manitou гравити-райдерам, представленная в это ретроспективной выставке, красноречиво говорит сама за себя.
Изначальная
приверженность старому формату однокоронных вилок, с 32-мм ногами,
несколько сдерживала продвижение программы по возвращению Manitou
к жизни и разработку новых вилок и амортизаторов. Новая длинноходная
Mattock, предназначенная для AM-сегмента, со своими более жесткими 34-мм
ногами и системой демпфирования, позаимствованной из DH-сегмента, стала
результатом того, что в компании смогли разорвать этот проклятый круг.
Во время нашего визита, нам также удалось взглянуть на новый воздушный
амортизатор, релиз которого намечен на 2014й год. Оба этих продукта
нацелены на сегмент длинноходных АМ/трейл байков. Похоже, Manitou снова всерьез включились в гонку.
Вилка
Manitou Dorado DH, со своими ногами-перевертышами, первой дала
возможность использования колес средних размеров (27.5”) в даунхилле.
Фото Грега Ламберта (Greg Lambert). Первой серьезной разработкой после
Dorado для сегмента АМ/эндуро райдеров стала 160-мм Manitou Mattoc. Фото
Майка Казимира (Mike Kazimer)
Принимая во внимание всю эту популярность больших велосипедов, можно подумать, что рули и выносы, предлагаемые под брендом Answer
— одним из первых имен в списке самых функциональных компонентов
кокпита — могли бы стать крайне весомым дополнением к бизнесу, однако,
Hayes показывает, что нарочно придерживает продвижение Answer на рынке, в угоду развитию SunRingle и Manitou.
Рынок и так перенасыщен рулями и выносами от различных бутиковых
производителей, каждый из которых еще и своим собственным культом
обладает, но, что несомненно, со своей репутацией весьма прочных и при
этом достаточно легковесных компонентов Answer имеет гораздо больший потенциал в OEM-сегменте и на вторичном рынке.
Sun Ringle
Колеса от SunRingle
используются немалым количеством производителей горных велосипедов с
известными именами. Все дальше растущая мода на более агрессивную езду и
неумолимо расширяющийся АМ-сегмент рынка стали буквально подарком для
компании, поскольку свой выход на колесный рынок они осуществили с
крайне живучим вилсетом Charger, собранным на более широких, чем в тот
момент было принято, 28-мм ободах с фирменным низким BST-профилем обода
от Stan’s, для использования бескамерной резины.
Эрик
О’Галлахер (Eric O’Gallagher), обставленный со всех сторон коробками с
компонентами для колес, осуществляет контроль качества для колес SunRingle, в массивном помещении, в котором когда-то производились двигатели.
Но, прежде
чем начать полномасштабное производство качественных колес с заводской
сборкой, Hayes Components требовалось найти высококлассные спицы для
этой сборки. Именно это стало причиной приобретения компании Wheelsmith.
Первоначальный успех этой программы настолько превзошел ожидания, что
спрос превысил возможности тех двух машин, которые перешли во владение
Hayes после сделки с Wheelsmith.
Поэтому руководство Hayes совершает еще одно путешествие на Восток, на
этот раз в Японию, где они приобретают себе Asahi — еще одну компания по
изготовлению спиц, которая в свое время делала львиную долю всех спиц,
продававшихся под брендом Wheelsmith,
а все производство переносится в Милуоки. Используя секретную
нержавеющую сталь из Японии и размещаясь в старом здании фабрики по
производству моторов Evinrude, квалифицированные рабочие изготавливают
миллионы спиц с помощью нескольких японских машин по ковке спиц, которые
были созданы еще в 1960х годах, когда японцы скопировали оригинальные
швейцарские механизмы. Наблюдение за работой этих машин это как
путешествие в эпоху паровых машин и больших возможностей.
Тодд
Вэнс (Todd Vance) инспектирует один из клуппов (инструмент для нарезания
резьбы), используемых в этих японских машинах. Каждую деталь в этих
механизмах нужно либо изготавливать отдельно по заказу, либо вытаскивать
из двух дополнительных машин, купленных специально для того, чтобы
пустить на запчасти. В каждой из тех коробок, что виднеются на
стеллажах, хранится от 100 до 1000 спиц различной длины и диаметра. То
есть на складе в буквальном смысле находятся миллионы спиц.
(По
часовой стрелке) Спицы Wheelsmith начинаются с высококачественной
проволоки из нержавеющей стали. Форма баттированным спицам придается в
специальных вращающихся тисках. Затем японские машины обрезают спицы по
нужной длине, придают форму шляпкам и нарезают резьбу. И тут всегда
лежит один или два гаечных ключа, чтобы поднастроить это чудо японской
техники, чтобы они продолжали штамповать спицы по 2 штуки в секунду.
На заводе
также изготавливается еще небольшое количество колес для специальных
клиентов и собственных нужд, но, по большей части, колеса SunRingle производятся в Азии, где они могут своевременно быть отгружены ОЕМ-клиентам. Однако, ирония заключается в том, что спицы Wheelsmith являются одним из тех продуктов, которые производятся в США, а затем экспортируются в больших количествах в Азию.
Калиперы
для тормозов снегоходов ожидают окончательной сборки. Как и
велосипедные системы, к непосредственным производителям они прибудут уже
полностью исправными и готовыми к работе.
Самое
забавное заключается в том, что Hayes немного “затупили” со своим
основным направлением, с которого и началась их история. Shimano
отвесили всем производителям тормозов смачного пинка под зад, когда
выпустили свои роторы и тормозные колодки с технологией ICE, да так,
что даже мощным SRAM пришлось начать играть в догонялки. Однако, тормоза
от Shimano не настолько всех превосходили, чтобы никакой другой
производитель не смог бы с ними потягаться. Пробел, который нужно
устранить Hayes, заключается не в отсутствии мощности или контроля, а в
качественно ином промышленном дизайне и наличии внешних регулировок.
Именно эти две ключевых особенности в свое время привлекли внимание к
тормозам вроде El Camino, но затем о них забыли в угоду новому
вылизанному и сумеркомпактному дизайну как ручки с мастер-цилиндром, так
и калипера. Однако, у Hayes имеется внушительных размеров внутренний
ресурс для создания прототипа нового тормоза, и весьма круто выглядящие
Prime явно намекают на то, что.этот ресурс вовсю используется. То, что
их прямые конкуренты решают сейчас точно те же самые проблемы, ставит
участников рынка в равные условия, и будет интересно, как Hayes ответит
на этот индустриальный вызов, и как изменится линейка их тормозов.
Преимущество
отгрузки полностью законченных систем производителям OHV (Off-Highway
Vechicles) не заканчивается только на экономической эффективности.
Благодаря этому подходу Hayes в состоянии контролировать качество сборки
и функционирования поставляемой ими продукции на пути от дверей своих
цехов до конечного потребителя.
Сборка,
настройка и проверка тормозов осуществляется в обособленных мини-цехах,
каждый из которых обслуживается 2-3 техниками. Подобная практика была
разработана для контроля качества в те времена, когда велосипедные
тормоза изготавливались здесь.
Внутри фабрики
Гулять по
производственным цехам одно удовольствие. Hayes изготавливают тормозные
системы для Harley Davidson и еще нескольких производителей ATV и
снегоходов — и многие модели можно увидеть на фабрике в процессе
тестирования. Интересен тот факт, что Hayes использует самостоятельно
разработанный метод изолированных сборочных и тестовых линий для каждой
модели своих тормозов, для обеспечения наилучшего контроля качества
своей продукции. После того, как производство велосипедных тормозов
переехало в Тайвань, эти мини-цеха были переделаны для работы с
тормозами для мототехники. Используя урок, извлеченный из работы с
ОЕМ-клиентами в велосипедной индустрии, Hayes продолжает отгружать уже
полностью собранные, прокачанные и протестированные тормозные системы, с
длиной шлангов, подогнанной под конкретных клиентов, а также со всеми
необходимыми дополнительными аксессуарами, но уже для нужд
мотоспортивной индустрии. Подобный подход позволяет им самим
устанавливать правила игры в своей области. Также, Hayes полностью
контролируют качество своих изделий, начиная с отливки и ковки
металлических компонентов, и до самого первого выезда на новеньком байке
конечным покупателем. Склонись перед силой велосипеда.
Тестирование
— это один из тех моментов. который ярко характеризует Hayes.
Существует несколько отдельных зон для измерения пределов прочности и
усталостных тестов; для контроля размеров деталей и подсчета материала; и
зона для проверки показателей устойчивости к воздействию агрессивных и
естественных сред.
Одно из
самых новых подразделений Hayes, расположенное в зоне
опытно-конструкторских работ фабрики, занимается разработкой систем
автоматического контроля за сцеплением, торможением и управлением для
применения на OHV (off-highway vechicles). Многое из того, что было нам
показано, находится еще в засекреченном состоянии, но нам удалось
совершить тестовую поездку на полноприводном вездеходе, оснащенном
компьютером, который управлял системой электроусилителя руля с
пропорциональным усилием. При езде эта штука позволяла ехать абсолютно
прямо, если ты едешь прямо, и значительно облегчала процесс поворота,
при повороте руля на определенный градус. Увидим ли мы подобные системы с
усилителем руля на велосипедах? Ответом специалистов Hayes было:
“Определенно, нет.”
Есть
ЧПУ-станки, и есть ЧПУ-станки. Hayes владеют несколькими поистине
здоровыми. Тестовая поездка RC (Richard Cunningham) на квадроцикле с
системой усиления руля. Партия 35-фунтовых стальных калиперов,
предназначенных для экскаваторов.
“Без
сомнения, Hayes преодолели тернистый путь для объединения под одним
крылом пяти брендов, и им есть еще куда развиваться. В целом же, их
усердная работа и упорство целиком и полностью окупаются. Manitou и SunRingle несутся полным ходом, Wheelsmith продают по всему миру столько спиц, сколько в состоянии произвести, и с ними вместе Answer,
готовые резко выстрелить в развивающемся эндуро-сегменте. Если Hayes
Components продолжат такими же темпами, и смогут представить прорывные
тормоза, способные затмить Shimano, то они вполне могут заслужить звание
камбэка десятилетия.” — RC
Дригие интересные экскурсии, которые мы публиковали для вас: экскурсия на фабрику Lapierre (Франция)
Экскурсия на фабрику Race Face (Канада)
Экскурсия на фабрику Intense (США)