Эльвира Хайруллина
Южноуральская спортсменка Эльвира Хайруллина в велоспорте уже 16 лет. Сегодня 25-летняя копейчанка входит в десятку сильнейших велосипедисток Европы в дисциплине «кросс-кантри с выбыванием». Но, признается сама девушка, каждый раз, выходя на старт со своим лучшим «другом», она забывает о прошлых гонках и борется не только с крутыми спусками и соперницами, но еще и с собственными страхами и волнением.
Карбоновый конь
Велосипедный спорт в Копейске что 20 лет назад, что сейчас был и остается номером один. Ежегодные гонки собирали и собирают тысячи горожан, а в местной школе красуются кубки всех размеров и мастей: от небольших, скромных, завоеванных воспитанниками СДЮШОР на чемпионатах области, до трофеев, взятых на чемпионатах мира и престижнейших коммерческих стартах типа Тур де Франс. Наверное, по
тому 16 лет назад вопрос выбора перед 10-летней школьницей Элей Хайруллиной не стоял. Ее велоэпопея начиналась с «классики» — шоссейных гонок.
На маунтинбайк, то есть горный велосипед, девушка пересела только несколько лет назад.
—
В
О себе Эльвира в этой дисциплине заявила четыре года назад на Спартакиаде молодежи. Она уже на первых своих стартах могла взять медаль, но не получилось: на финише за 10 метров, будучи третьей, упала, — рассказывает Игорь Ивашин, президент федерации велоспорта Челябинской области и наставник спортсменки. — Но она тогда смогла перебороть себя, боль и финишировала пятой. Слез и переживаний столько было!
Поначалу спортсменка выступала на обычном велосипеде. Но в прошлом году, оценив результаты, которые стабильно показывала Эльвира и еще несколько спортсменов, глава города Вячеслав Истомин помог с приобретением современной техники.
—
В
От велосипедов и результат, и здоровье спортсмена напрямую зависят, — говорит Эльвира. — Спуски и подъемы на трассе бывают очень экстремальными. И именно от маневренности велосипеда, качества рамы и подвески будет зависеть то, как ты эту трассу преодолеешь. Хотя без падений у нас все равно не обходится: спортсмены ломают ключицы, руки. Меня пока, слава богу, серьезные травмы миновали.
Железный, точнее, карбоновый «конь» велосипедистки весит около восьми килограммов и стоит около 300 тысяч рублей. Причем, это не потолок: концерн «Феррари» производит велосипеды для маунтинбайка и по 3 миллиона рублей. В Челябинске такие найти невозможно — в свободной продаже их просто нет.
К байку у Эльвиры особенный подход: она его бережет как зеницу ока. Перед каждым стартом проверяет все винтики, чистит до блеска. Но фетиша из него не делает: прозвища не дает и перед стартом с инвентарем, пускай тот и стоит, как средненький автомобиль, не разговаривает.
—
В
Каких то особенных ритуалов, связанных с велосипедом, у меня нет. Единственно, я стартую всегда с правой ноги: так удобнее, — говорит чемпионка страны. — Примета у нас одна: нельзя новую форму надевать на соревнования. Ее нужно обязательно обкатать на тренировках.
«Кенийцы» с Альпов
Традиционно сильнейшими в маунтинбайке считаются швейцарки, итальянки и француженки, у которых под боком Альпы и Пиренеи и, соответственно, идеальные условия для тренировок. Они в велоспорте как кенийцы в беге на длинные дистанции. Тягаться с ними сложно, и раньше по силам было разве что олимпийке Ирине Калентьевой. Потому на прошедшем в Германии чемпионате Европы попадание южноуральской спортсменки, которую вообще не брали в расчет фавориты гонки, в десятку немало всех удивило. А на чемпионате России спустя несколько недель Эльвира стала чемпионкой.
—
В
Конкуренция была очень высокая. На финише пришлось даже потолкаться локтями. Это разрешенный прием, — поясняет девушка. — Самое главное, я очень волновалась. Гонка скоростная, заезды длятся буквально минуты по две. Ошибка бы стоила призового места.
Тяжелее, чем с соперницами, бороться с нервами, признается спортсменка, и иногда она проигрывает гонку именно морально.
—
В
Конечно, пытаюсь настроиться. Но я сама по себе человек очень эмоциональный, — говорит Эльвира. — Помогает поддержка тренера. Он далеко не всегда выезжает с российской сборной на соревнования. Но как минимум сообщение со словами поддержки, зная, что я очень волнуюсь, присылает.
За впечатлительностью и эмоциональностью Эльвиры кроется упорный характер. Еще лет шесть-семь назад она была стабильным «середнячком», отмечает тренер. Намотав тысячи километров и поднявшись после десятков падений, смогла стать одной из лучших. Ежедневно девушка «накручивает» от 60 до 150 километров. И это не считая работы на «станке» (специальном тренажере. — Авт.).
—
В
Мне тренировки и тем более соревнования, особенно когда удачно выступаешь, в удовольствие. Хотя тяжелые периоды тоже бывают, когда совсем не едется, — делится чемпионка России. — Но проходит совсем немного времени, и я понимаю, что уже скучаю по тренировкам и нагрузкам.
Лучший друг — велосипед
Пока что главная цель спортсменки — дальнейшее прогрессирование. Равняется Эльвира на мировую элиту — тех самых спортсменок, которые «сделали» ее на чемпионате Европы — и мечтает через несколько лет оказаться с ними в числе сильнейших на пьедестале почета. На увлечения и личную жизнь времени почти не остается. Хотя в промежутках между тренировками, рассказывает велосипедистка, она освоила ногтевой сервис, рисование и вышивку бисером.
—
В
Она у нас вообще близка к индустрии моды и красоты. Сложно найти более стильную спортсменку в велоспорте, — говорит о своей подопечной Игорь Ивашин. — В чем попало даже не тренировку не придет.
Хотя спортивная экипировка, признается спортсменка, у них не хуже, чем модная брендовая одежда. Тем более что команду несколько лет назад полностью экипировали. До уровня мужских команд «Катюши» или «Русвело», конечно, еще далеко, но уже уровень есть.
Ни свидания, ни походы в ночные клубы стильную девушку не прельщают.
—
В
Меня часто спрашивают, когда я выйду замуж. Если честно, то и я сама о создании семьи одно время задумывалась, — откровенно говорит Эльвира. — Но я в спорте, который подразумевает сборы, ежедневные тренировки и разъезды по соревнованиям. Это не семейный ритм жизни. Мне кажется, что если уж семья появилась, то нужно быть в семье. Я к этому еще не готова. Потому сейчас мой лучший друг, если хотите, бойфренд — велосипед.
фото Вячеслава Шишкоедова
С
правка
Эльвира Хайруллина родилась 9 марта 1989 года. Заниматься велоспортом начала в 1998 году. Первые тренеры спортсменки Оксана Курзина и Юрий Виноградов. В настоящее время тренируется под руководством Игоря Ивашина. Является неоднократной победительницей и призером первенств и чемпионатов России. Входит в десятку сильнейших в дисциплине кросс-кантри с выбыванием.