Norco: отчет Жени Шипилова о гонке La Endura
Обычно соревнования по эндуро проходят в один или максимум два дня. Если гонка длится три и более дня, это уже можно считать многодневкой. По аналогии со знаменитыми эндуро марафонами Trans-Savoie и Trans-Provance первый этап Российской Эндуро Серии, который проходил на горе Собер-Баш в окрестностях Краснодара, гонщики назвали Trans-Sober, на французский лад с ударением на последний слог. Райдер команды Norco Евгений Шипилов поделился своими впечатлениями от этого неординарного мероприятия, не имевшего аналогов в Российской истории МТБ движения.
Из анонса соревнований было ясно, что участников ждут нелегкие испытания в течение трех дней — 12 спец участков (по 4 в каждый день гонки). Это несколько проще, чем в прошлом году, когда в первый день было 6 спец-участков и пролог, но усталость с каждым днем накапливается, а второй день сулил настоящее приключение длинной более 40 километров с набором высоты около 1000 метров. Да это та самая прекрасная и далекая «южная зона», где в этом году не предусматривалось заброски на транспорте (кроме первого утреннего подъема на Собер). После этого надо было сохранить силы на третий день соревнований, для которого организаторы оставили самые экстремальные трассы – только вдумайтесь в эти названия: Скверная, Таварот, Грабовый гребень, Каменный ручей. Причем на первой трассе нас ждали самые техничные спуски этой гонки, настолько сложные, что получили имена собственные: Черный бриллиант и Горка-убийца. Также специально для соревнований была подготовлена совершенно новая трасса под названием «123», которая открывала первый день гонки. Несколько месяцев назад в сети появилось видео с этого спуска, я смотрел его несколько десятков раз и считал, что немного запомнил эту трассу. В реальности я еще раз убедился, что смотреть видео имеет смысл в том случае, если сам уже сделал хотя бы один спуск.
Учитывая количество трасс, спортсмены, готовые бороться за медали, приехали раскатываться заранее, кто за неделю, а некоторые и за полторы. Я бы с удовольствием поступил также, но жизненные обстоятельства позволили приехать лишь за 3 дня до гонки. Вообще в мировой практике обычно именно так и происходит, трассы размечают за 2-3 дня до соревнований и все интенсивно тренируются. В условиях ограниченного времени решил брать максимум от каждого спуска и прикатывал трассы отрезками, по нескольку раз проезжая отдельные элементы, хотя мне очень не нравится такое «рваное» катание, сейчас это помогало лучше запомнить трассу. Новый спуск «123», с которого я начал прикатку, оказался гораздо круче, чем выглядел на видео, причем во всех отношениях. Большой уклон, незаметный на видео, превратил контруклоны в свитчбэки, прыжки оказались длиннее, а повороты коварнее. Вообще, трамплинов здесь непривычно много для трассы эндуро, а местами встречались вот такие элементы:
Приятно, что организаторы учли главный недостаток прошлогодней гонки и заранее качественно разметили трассу и перегоны между спец участками. Срезки теперь стали возможны только в пределах разумного, а потеряться на трассе или на перегоне стало практически нереально, главное внимательно следить за указателями.
Южная зона – это отдельный эпик, на который нужно потратить целый день, причем 3 трассы из 4 можно успеть съехать лишь по 1 разу, На трейл Крым пришлось подняться в лоб еще раз, очень уж много там прыжков и коварных элементов, Хорошо, что идти не далеко.
Привал
На трейле «Гадючий» в южной зоне построен трамплин через овраг длиной 7 метров.
Вечером перед гонкой Валя Попов чуть не выбыл из борьбы, нелепо упав при неудачной попытке дернуть банник через метровую коробку. Лечение мясом помогло!
Утро первого дня соревнований началось с регистрации и торжественного старта с импровизированного помоста – прямо как на лучших мировых гонках! Съехав с деревянного настила, участники получали электронный чип, взаимодействующий с бесконтактной системой замера времени. Специальные базы на старте и финише передавали сигнал, который и фиксировался этим чипом. Удивительно, что один из претендентов на высокие места в гонке, Вова Спиридонов проскочил мимо организаторов и уехал на погрузку не «очипованным». Только на подъеме к третьему спец-участку, кто-то из участников заметил, что на его руле чего-то не хватает и Вове пришлось спускаться вниз по дороге, чтобы получить чип и успеть вернуться до закрытия старта третьей трассы. К чести организаторов замер времени дублировался секундомером и фотоаппаратом, так что если чип не срабатывал, или, например, мог быть утерян при падении, время все равно отсекалось. Во время подъема на первый СУ небо хмурилось, то и дело накрапывал дождь, наверху, впрочем, было сухо и относительно тепло.
Огромный слой пыли никуда не делся, зато бетонный отбойник, с которого нужно было спрыгнуть на дорогу в середине трассы, намок и подкосил нескольких участников. Для меня это был третий проезд по этому трейлу, и многие места я ехал практически вслепую, не помня, что ждет за очередным поворотом. Еще одна тактическая ошибка сильно способствовала аккуратной, «не рискованной» езде – я выбрал для гонки кантрийный шлем вместо фулл-фейса. Сейчас я не понимаю, как решился на такой шаг, но тогда это казалось единственно правильным решением, не тащить лишний килограмм на голове и сделать ставку на крутильные участки. Было не страшно, но подсознательно я себя ограничивал и тормозил там, где не нужно. В итоге на этой почти семиминутной трассе первому месту проиграл немыслимые 21 секунду, а третьему месту 7. Второй трассой был хорошо знакомый мне спуск, по которому в прошлом году проходил ночной СУ. Ехать днем эту трассу было одно удовольствие, а достаточно длинные подъемы были только в радость. Здесь показал третье время, отстав на 6 секунд от лидера.
После двух спусков можно было передохнуть и перекусить, или полноценно пообедать, перед тем как отправиться на погрузку для подъема к следующей трассе. Один из важнейших моментов – питание участников было организовано на достойном уровне. Помимо бесплатных казинаков, печений, чая и кофе, организаторы пригласили профессиональных поваров, работающих под брендом «Честная Кухня». Ребята предлагали вкуснейшие блюда: плов, жаркое с макаронами, различные виды шаурмы и салаты. Просто праздник желудка за разумные деньги.
Третий СУ начинается сыпухой на большом уклоне, здесь нужно подобрать скорость, чтобы нормально вписаться в лес, но и не перетормаживать, теряя драгоценные секунды. Организаторы и строители трасс учли пожелания участников, которые в прошлом году просили изменить безумно скоростные (и тем опасные) прямые участки. Так появилась совершенно новая секция с очень интересными связками поворотов, которые, конечно было трудно запомнить за 1 тренировочный спуск. Снова езда «по глазам» и море удовольствия от флоу по чисто даунхильной, захватывающей трассе.
Теперь можно было передохнуть, пообедать и подготовиться к ночному спец участку. Установить фару на руль и шлем, батарею на раму и в рюкзак, начисто отмыть маску, смазать цепь. Кто-то прихватил с собой темные очки, чтобы случайно не «схватить» глазами свет фары другого участника перед стартом. Трасса ночного СУ под названием «Skill-Zone» — это почти 5 минут непрерывного драйва, множество трамплинов, дропы, контруклоны, деревянные мосты и хороший подъем на закуску, короче настоящее эндуро. После старта обнаружилось 2 проблемы. оказалось, что несмотря на 2 тренировочных спуска, ночью трасса выглядит совершенно по другому, повороты выскакивают молниеносно, без предупреждения. Лучше было проехать ее 1 раз ночью, чем 2 раза днем, причем это особенность именно этой трассы, раньше таких проблем на ночных заездах у меня не было. А второй проблемой стала фара на шлеме, которая отчаянно болталась вместе с кантрийной корзинкой на голове, так как весила не меньше, чем сам шлем, была даже мысль ее выключить, она больше мешала, чем помогала, но я решил, что снимать руку с руля надолго будет опасно.
Второй день – это эпик в южную зону Собера, начинается с единственной заброски на вершину, за которой следуют 40 километров настоящего эндуро. И по ощущениям это меньше всего напоминало гонку, скорее дружеская покатушка с пикником. После двух спец участков, в начале подъема к третьей трассе расположилась шикарная зона питания, где снова заправляли кулинары из «Честной Кухни». Участники задерживались тут подолгу, неспешно общаясь в тени деревьев. Здесь, в лесу, конечно, не было такого разнообразия, но наесться до отвала можно было целых два раза – финиш третьего СУ был буквально в 50 метрах. 3 трасса с хлестким названием «Гадючий» — одна из самых длинных в этой гонке, скоростной синглтрек с множеством поворотов, камней и прочих радостей. Подъем также самый длинный во всей гонке – полтора часа вкручивания и пеших заходов в особо крутые торчки, все как я люблю. На мой взгляд, в остальные дни не хватало именно покрутить между трассами, в основном поднимались или на машине или пешком в большой уклон. Хотя, уверен, многие со мной не согласятся)) День завершился благополучно, после 4 СУ, увлекательным 8-ми километровым кросс-кантри вдоль реки, с преодолением бесчисленного количества бродов.
После слишком расслабленного катания во второй день, решил, что хватит шутить с горами, тем более напоследок припасены самые суровые съезжалки. Одел новый фулл-фейс Lazer Phoenixв надежде на более рисковое катание. Не знаю, насколько поехал быстрее, но уверенности точно прибавилось, а отставание на трассах, как потом оказалось немного уменьшилось. Причем из лидеров, только Валя Попов ехал аккуратно, на сохранение результата, Миша Василенко (SpecializedRussia) и Иван Кунаев (GTТриал-Спорт) боролись за каждую секунду, ведь судьба второго и третьего места решалась именно сейчас – их разрыв после двух дней гонки составлял всего 1 секунду.
Доволен ли я 4-м местом по итогам трех дней? Другого и не ожидал, в условиях огромной разницы в прикатке трасс – нормальный результат, главное, что получил огромное удовольствие от катания на интересных, техничных, жестких трейлах Собера. Из позитивных моментов хотелось бы отметить, что организаторам удалось создать атмосферу настоящего праздника во время гонки, договорившись с отелем Николино, на территории которого проживала добрая половина участников. Здесь находилась регистрация, зона питания, отсюда участники уезжали на дистанцию каждое утро. И, конечно, здесь собирались по вечерам, обсуждая гоночные приключения, и готовили байки к завтрашнему дню. Заброски наверх также были организованы лучшим образом, наверх возили грузовики с прицепами и пикапы, очереди были минимальными, накататься можно было вдоволь.
Трассы на горе Собер-Баш – это одни из лучших трейлов в России, да и ничем не хуже многих мест в мире, где мне удалось побывать, здесь можно активно тренироваться благодаря довольно быстрым заброскам на автотранспорте, отрабатывать технику управления байком в разных условиях. Из минусов отмечу перенос старта некоторых трасс вершины горы, из-за чего, например, на трассе Грабовый Гребень исчез участок с интереснейшими связками плоских поворотов, а также хороший подъем. Трасса стала очень короткой, менее 4 минут и потеряла свою эпичность в сравнении с прошлым годом. Когда выезжаешь к техничному спуску на высоком пульсе, ощущения совсем другие, чем когда стартуешь сразу вниз. Тем более не приятно, что решение исключить верхний участок было принято под давлением сильнейших спортсменов, которые испугались, что их накрутит Денис Хоботов, который в итоге сломал руку и не принял участие в гонке. Также из минусов можно вспомнить ручной подсчет времени при переносе результатов с чипов. Из-за этого были ошибки, в том числе и на награждении в категории Элита. Снова не повезло Вове, который в итоге занял 5 место, но на подиум вместо него выходил Костя Максимов, занявший 6 место.
Подрастающее поколение спортсменов
На мой взгляд, это была лучшая гонка эндуро в России на настоящий момент, по организации с ней может соперничать Петрозаводск, но горы там нет и общее гоночное время в 4 раза меньше. С огромным удовольствием вернусь сюда снова следующей весной и, наверное, всю зиму буду снова предвкушать это эпическое приключение.
Фото:Андрея Раковского
,Василия Колганова