Техника катания

Учись вкручивать: урок 2

Маунтинбайкинг разнообразен, как вселенная, и каждый из нас находит
в нем что-то свое. Одни поднимаются в гору только для того, чтобы
скатиться вниз по даунхильной трассе и насладиться адреналином в крови.
Другие бросают вызов самим себе, пытаются найти и перешагнуть границу
своих физических возможностей, преодолевая затяжные подъемы и огромные
дистанции. Мы разные, но все мы – маунтинбайкеры. В этом и заключается
та самая истина, благодаря которой горный велосипед становится таким
распространенным видом спорта – если тебе не нравятся какие-то
конкретные дисциплины, ты можешь забыть о них, или, как минимум,
сосредоточиться на том, что тебе действительно интересно. Однако,
совершенствуясь в направлениях, которых ты стараешься избегать, ты
сможешь получать еще больше удовольствия от катания. Вот для этого мы и
организовали этот мастер-класс, состоящий из семи частей. Мы поможем
тебе улучшить свои навыки во всех областях катания вне зависимости от
твоего уровня – и для этого тебе будет достаточно семи дней
практических занятий. В прошлом номере мы проработали основы техники, и
теперь направляемся в сторону близлежащих холмов…

Начальный уровень: Затяжные подъемы

Наиболее трудоемкими из всех подъемов считаются длинные,
выматывающие «тягуны». Любой достойный внимания маршрут включает в себя
хотя бы один из них, поэтому у тебя только два варианта – либо ты
полюбишь их, либо каждая из твоих покатушек будет омрачена перспективой
борьбой с силой тяготения.
Основным препятствием на пути новичка
является психологический барьер. Что есть, то есть: карабкаться вверх
по кажущемуся бесконечным склону – развлечение весьма сомнительное. Ты
упорно вкручиваешь по дороге из ниоткуда в никуда. Все стараются
держать ритм и дыхание, поэтому ехать приходится молча, а ведь подъем
может затянуться – в этом случае станет совсем скучно. Фишка в том,
чтобы думать позитивно. Используй это время с пользой – смотри по
сторонам, наслаждайся природой и чувством единения с байком. Подумай о
сексе, наконец… Не обращай внимания на разрывающиеся легкие, ноющие
мышцы и пот, обильно стекающий по твоему лицу. Продолжай верить в то,
что вершина рядом – за следующим поворотом…


1. Поза
Прими максимально комфортное положение.
Убедись в том, что седло находится на нужной высоте (мы рассказывали об
этом в прошлом выпуске), и старайся равномерно распределить свой вес
между колесами для максимально эффективного педалирования.


2. Взгляд
Большинство тягунов не отличаются
особой техничностью, так что тебе не обязательно постоянно
контролировать трассу. Вид крайне неохотно приближающейся вершины
оказывает сильное деморализующее воздействие – просто расслабься,
смотри по сторонам и наслаждайся видами.


3. Скорость
Найти оптимальную для затяжного
подъема передачу – задача не из простых. Возникает соблазн воткнуть
самую легкую и тошнить вверх – медленно, но верно. Проблема в том, что
если уклон вдруг увеличится, или трасса станет сложнее, у тебя не
останется места для маневра. Ты должен педалировать с постоянной
частотой 80-100 оборотов в минуту – это хороший компромисс между
скоростью и нагрузкой. Некоторые велокомпьютеры умеют показывать темп
педалирования, но если у тебя нет этого гаджета («А это все-таки
гаджет!» – вдруг подумали мы!), ты можешь считать его в уме.


4. Торможение
Мы прямо слышим, как ты
спрашиваешь: «Зачем тормозить, когда вкручиваешь в горку?!» Ну, если ты
наматываешь километры по проселочной дороге, где исключены всякие
неожиданности, кроме, разве что, маньяка-убийцы – возможно, ты прав. В
остальных случаях ты должен контролировать байк на трассе и вовремя
предпринимать меры по предотвращению возможных неприятностей – иногда
это означает тормозить. В общем, хотя бы один палец на тормозной ручке
никогда не помешает.

1.
 2.
 3.
 4.

Средний уровень: Крутые короткие подъемы

Короткие крутые подъемы – распространенная форма рельефа на
трейловых маршрутах, и каждый райдер когда-нибудь, да попадался в эту
ловушку.
Мало того, что горка, в которую уперлась твоя тропа,
нездорово крутая – вдобавок к этому какой-то шутник (прости нас,
грешников, владыка) подложил туда пару кочек, несколько мокрых камней
и, конечно же, изрядную порцию замшелых скользких корней. В такой
ситуации любой нормальный человек сразу же поймет, что кому-то очень не
хотелось, чтобы здесь катались на велосипеде. Большинство райдеров
поступают одним из следующих способов – они либо бросаются в бой со
всей дури, в надежде сориентироваться уже в процессе, либо
останавливаются, хорошенько осматривают препятствие, а затем слезают с
байка и толкают его наверх пешком.
Давай определимся сразу – ни одна
из этих двух методик не является по-настоящему эффективной, так что,
если тебе так уж необходимо въехать на злополучную горку, внимательно
прочитай наши советы и отправляйся отрабатывать их на практике. Короче,
в этом деле самое главное – атаковать подъем плавно, сохраняя полный
контроль над ситуацией…


1. Поза
Постарайся встать из седла как можно
раньше. Ты должен атаковать склон агрессивно, но контролируемо. Держись
максимально расслабленно, используй согнутые локти и колени как
естественные амортизаторы, позволь байку свободно перемещаться под
тобой, обрабатывая неровности рельефа.


2. Взгляд
Смотри в точку примерно в метре от
переднего колеса. Ты должен внимательно следить за тропой, вовремя
обращая внимание на каждую неровность, на любое, даже самое маленькое
препятствие. Дело в том, что во время подъема у тебя нет того запаса
энергии, что на спуске, и тебе может не хватить инерции для преодоления
препятствий вроде камней или корней. Именно поэтому особое значение
имеет правильный выбор линии.


3. Скорость
Ключевое слово – плавность. Резкая и
неравномерная работа педалями во время преодоления скользких камней или
корней – лучший способ потерять сцепление с почвой. Во время подъема
крути педали плавно и равномерно, с постоянным усилием, избегая резких
толчков, которые обязательно приведут к потере сцепления со скользким
грунтом и соскальзыванию с препятствия.


4. Торможение
Как обычно, не убирай пальцы с
тормозных ручек. Не бери пример с Оли Бекингсейла (не см. рис. 1-4) –
раньше он гонял на шоссейнике, с этими гигантскими тормозными ручками,
до которых просто так не дотянешься, а теперь перенес эту вредную
привычку на МТВ. Зачастую своевременное притормаживание может спасти
тебя от соскальзывания с препятствия.

1.
 2.
 3.
 4.

 

Продвинутый уровень: «Подковы»

Лошади тут не при чем – ты наверняка знаешь, о чем речь, а если нет,
то читай и все поймешь. Представь себе ложбину, овраг с плавными
стенками,  или воронку, которую нужно пересечь – это и есть «подкова»,
характерная форма рельефа с крутым спуском, мгновенно переходящим в
крутой подъем. Человека, не владеющего техникой преодоления таких
препятствий, ждет масса интересных вариантов – можно воткнуться носом в
дно подковы, можно застрять где-то посреди подъема и скатиться обратно
вниз, а можно бесконтрольно вылететь свечой в ближайшие кусты.
На
самом деле кататься в подковах довольно прикольно – при условии, что ты
знаешь, как это делать. Когда ты почувствуешь себя уверенно на таком
рельефе, у тебя появится выбор – отработать воронку сгибанием коленей и
локтей а-ля 4Х, или получить кайф, грамотно выпрыгнув из нее… В любом
случае ты выйдешь из ситуации победителем.


1. Поза
Как можно раньше встань из седла, чтобы
иметь возможность мгновенно среагировать на быстрое изменение рельефа
перемещением своего веса относительно байка. Скатываясь в подкову,
держи массу тела над задним колесом. Достигнув дна, сместись вперед,
иначе тебя либо опрокинет еще на подъеме, либо выплюнет в свече, и у
тебя будут все шансы приземлиться на спину.


2. Взгляд
Преодолев свой страх и освоившись со
скатыванием, тебе предстоит следующая задача – разобраться с крутым
подъемом на выходе и научиться покидать подкову, полностью контролируя
происходящее. Поскольку все происходит очень быстро, выбери точку чуть
ниже выхода из подковы и ориентируйся на нее.


3. Скорость
Ехать подкову медленно –
неинтересно. Ты должен найти идеальный баланс между  бесконтрольным
вылетом из подковы и выездом из нее «впритык», когда энергия,
накопленная тобой при спуске, практически полностью уходит на подъем, а
ее остатки ты отрабатываешь сгибанием локтей и коленей. Сделай
несколько попыток. Слишком быстро, и ты, неожиданно для самого себя,
идешь на взлет. Слишком медленно, и ты застреваешь на полпути наверх,
соскакиваешь с байка и преодолеваешь остаток подъема, толкая его перед
собой.


4. Торможение
Если тебе понадобится тормозить в
подкове, то единственное разумное место для этого – ее плоское дно до
входа в подъем. Для максимальной эффективности торможения используй оба
тормоза одновременно, с небольшим перевесом в сторону переднего, если
только грунт не слишком скользкий.

1.
 2.
 3.
 4.

 


 

Совет: Слезаем с «топталок»


Все серьезные кантрийщики используют исключительно контакты. Такие
педали позволяют использовать более эффективную технику вкручивания,
когда ты не только толкаешь переднюю педаль, но и тянешь заднюю. Кроме
того, многие райдеры чувствуют себя увереннее на сложном рельефе, когда
знают, что их ноги останутся на педалях, что бы ни произошло.
При
переходе с топталок на контакты всегда есть небольшой период привыкания
(неважно, какую систему ты используешь), во время которого ты наверняка
пару раз приложишься об землю, запутавшись в своих ногах. Не волнуйся –
твой мозг быстро освоит рефлекторное выстегивание из педалей в случае
необходимости, и ты просто перестанешь замечать это движение.
Большинство систем позволяют настроить усилие, необходимое для
выстегивания из педалей, так что новички могут использовать педали с
более легкой затяжкой (которая на самом деле приводит к периодическим
нежелательным выстегиваниям) до тех пор, пока не почувствуют себя
уверенно.

 

Материал опубликован в Mountain Bike #14 (июль \’06)!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *