Главная

История велосипедного костюма. Часть 2-я — Советская. По материалам коллекции Веломузея.

Первая часть публикации «Истории велосипедного костюма.

Как ни странно, велосипедный спорт в Советской России восстановился сравнительно быстро — еще даже не закончилась Гражданская война. 14 июля 1918 года самая мощная и самая демократичная в дореволюционной России велосипедная корпорация, благополучно пережившая революционные события — Московский Кружок Конькобежцев и Велосипедистов-Любителей (МККиВ-Л), при поддержке штаба Московского Военного Округа организовала велосипедно — моторные гонки по маршруту Москва — Клин — Москва. Активность московских велосипедистов была отмечена на страницах журнала «Спорт». Летом того же года на Московском ипподроме было разыграно Первенство Центральной России. В состязаниях тогда приняли участие свыше 100 велосипедистов.

Инженер, член спецгруппы ЧК по расследованию железнодорожной катастрофы летом 1920 года. Одежда, характерная для того времени - куртка - "кожанка", инженерская фуражка, галифе, ботинки с обмотками. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Инженер, член спецгруппы ЧК по расследованию железнодорожной катастрофы летом 1920 года. Одежда, характерная для того времени — куртка — «кожанка», инженерская фуражка, галифе, ботинки с обмотками.

Характерный для времен НЭПа типаж, одетый в толстовку, брюки-клёш, фуражку и белые теннисные туфли. Фото середины 1920-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Характерный для времен НЭПа типаж, одетый в толстовку, брюки-клёш, фуражку и белые теннисные туфли. Фото середины 1920-х годов

Девушка в модном велосипедном костюме. Фото 1925 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Девушка в модном велосипедном костюме. Фото 1925 года

Спортивный велосипедный костюм раннего советского периода продолжал линию дореволюционного развития. А вот повседневный велокостюм как таковой — «приказал долго жить». Ездили кто в чем — в косоворотках, толстовках и кацавейках, валенках с галошами и яловых сапогах, кепках и ушанках, — словом, общий упадок культуры на территории бывшей Российской Империи коснулся и велосипедного дела. Велосипед использовался для совершенно утилитарных целей — военных, торговых и проч. и проч.

В двадцатые годы в Советской России велосипедный спорт переживал необычайный подъем. Впрочем, и другие виды спорта были в фаворе — вожди покровительствовали, готовя призывников в «непобедимую и легендарную» Красную Армию, планируя экспорт революции везде и всюду. Как пелось в одной не самой плохой песне: «Даешь Варшаву, даешь Берлин!»… Появилось множество военизированных организаций, имевших отношения к спорту, профсоюзам, комсомолу и т.д. Вошла в моду полувоенная одежда, самым узнаваемым элементом стала так называемая «юнгштурмовка», обязанная своим названием ударным молодежным отрядам немецких коммунистов «Красный Юнгштурм» (Roter Jungsturm), коммунистического «Союза Красных Фронтовиков» (Rot Front), носившим подобную униформу. Юнгштурмовка представляла собой гимнастерку или куртку неброских цветов – серого или хаки, с отложным воротником и накладными карманами. Носилась она обычно с поясным ремнем, а иногда и с портупеей. Костюм дополняла кепка или подобие фуражки, а также галифе и сапоги или ботинки с обмотками. Постепенно советский молодежный образ становился не таким милитаризованным, галифе сменились брюками, сапоги – теннисными туфлями, широкий армейский ремень – тонким пояском, но юнгштурмовка оставалась одним из самых популярных видов одежды вплоть до самой войны. Очень популярной долгое время оставалась русская рубаха – «косоворотка», часто с вышивкой по вороту и подолу. В конце 1920-х в моду неожиданно вошли экзотические головные уборы с национальных окраин СССР — среднеазиатские тюбетейки, причем самых различных типов и расцветок – узбекские и туркменские. В коллекции Веломузея хранится множество фотографий 1920-30-х годов, на которых запечатлены велосипедисты в подобных костюмах.

Участники агитационного велопробега "За Красную Армию", одетые в юнгштурмовки. 1929 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Участники агитационного велопробега «За Красную Армию», одетые в юнгштурмовки. 1929 год.

Характерные типажи конца 1920-х годов. Русская вышитая рубаха- косоворотка, толстовка, полуботинки, парусиновые туфли и... тюбетейки. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Характерные типажи конца 1920-х годов. Русская вышитая рубаха- косоворотка, толстовка, полуботинки, парусиновые туфли и… тюбетейки.

Одежда для различных видов спорта в двадцатых — тридцатых годах в СССР во многом унифицировалась. Хлопчатобумажные трусы почти до колен, майки тенниски или свитера, парусиновые туфли, которые натирали мелом для придания им «сногсшибательной белизны». Увидев на старой фотографии человека в подобном костюме, не сразу и сообразишь, кто это: то ли один из советских физкультурников, находящихся, как известно, под покровительством самого «вождя и учителя», то ли легкоатлет, то ли велосипедист? Но костюм серьезных велогонщиков все же имел некоторые отличия: трикотажная майка снабжалась карманами на груди для хранения всякой необходимой в поездке мелочи — аптечки для шин, ключей, фляги и т. п.; застегивалась майка пуговицами у горла или… на плече. Велотуфли имели жесткую кожаную подошву. В начале 30-х среди дорожных гонщиков обрела популярность велосипедная кепка – легкий тканевый головной убор с удлиненным козырьком. Перчатки с обрезанными пальцами и вентиляционными отверстиями стали неотъемлемой принадлежностью спортивного велосипедного костюма гораздо позже — уже 1950-60-х годах.

Члены велоячейки театра "Эрмитаж". Москва, 1927 год. Спортсмены-любители одеты характерно - спортивные трусы, майки и трикотажные джемперы. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Члены велоячейки театра «Эрмитаж». Москва, 1927 год. Спортсмены-любители одеты характерно — спортивные трусы, майки и трикотажные джемперы.

Фотография, запечатлевшая московских гонщиков перед стартом велогонки. Фото сделано в 1935 году. Обратите внимание на велоформу, перчатки с крагами и характерной формы кепки с очками! Похоже, что гонка проходила осенью... Справа стоит Александр Семенчуков с велосипедом G.Erenpreis. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фотография, запечатлевшая московских гонщиков перед стартом велогонки. Фото сделано в 1935 году. Обратите внимание на велоформу, перчатки с крагами и характерной формы кепки с очками! Похоже, что гонка проходила осенью… Справа стоит Александр Семенчуков с велосипедом G.Erenpreis.

Старт гонки на Тульском велотреке. Справа на велосипеде - многократный Чемпион СССР Вениамин Батаен. Лето 1935 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Старт гонки на Тульском велотреке. Справа на велосипеде — многократный Чемпион СССР Вениамин Батаен. Лето 1935 года.

Платон Афанасьевич Ипполитов на велотреке во время соревнований Первой Рабочей Спартакиады 1928 года. Привлекает внимание кожаный защитный шлем и характерная веломайка с  застежкой на плече. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Платон Афанасьевич Ипполитов на велотреке во время соревнований Первой Рабочей Спартакиады 1928 года. Привлекает внимание кожаный защитный шлем и характерная веломайка с застежкой на плече.

В 1930-х в СССР появились специализированные костюмы для велосипедистов и лыжников. Они состояли из штанов и куртки, сшитых из байки (мягкой тяжёлой шерстяной ткани с ворсом по одной стороне), снабженных клапанами на обшлагах, воротнике и манжетах штанов, застегиваемыми на пуговицах. Костюм имел свободный крой, что позволяло с удобством активно заниматься спортом в холодную погоду. Такие костюмы были в ходу до начала 60-х.

Частые травмы во время велосипедных гонок заставили спортсменов подумать о собственной безопасности. Поскольку наиболее травмоопасным местом велосипедиста считалась голова, то защитить ее следовало в первую очередь. В начале 1920-х годов на гонщиках в европейских странах появились первые велосипедные шлемы. До СССР нововведение «докатилось», как и следовало ожидать, почти десятилетием позднее. Велосипедный шлем тогда напоминал «корзинку», состоящую из полосок войлока или губчатой резины, обшитых кожей. На голове конструкция закреплялась подбородным ремешком. Выглядело все это не ахти как серьезно, но от травм вполне защищало. Наколенники и налокотники появились почти в то же время, но повсеместного распространения не получили, оставаясь экзотикой. Изредка их использовали гонщики — шоссейники во время тренировок на пересеченной местности.

Старт велогонки по Садовому Кольцу на площади Маяковского в Москве. Стартует команда ДСО "Буревестник". Лето 1955 года. Справа, возле судьи-стартера - Геннадий Мартынов. Примечательны командная униформа в виде свитеров без карманов и защитные "колбасные" шлемы. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Старт велогонки по Садовому Кольцу на площади Маяковского в Москве. Стартует команда ДСО «Буревестник». Лето 1955 года. Справа, возле судьи-стартера — Геннадий Мартынов. Примечательны командная униформа в виде свитеров без карманов и защитные «колбасные» шлемы.

1950-е годы ознаменовались появлением так называемого «тренировочного костюма», состоящего из мешковатых штанов и толстовки с высоким воротом, застегивавшимся на «молнию». Штаны и толстовка шились из хлопчатобумажного или шерстяного трикотажа и снабжались эластичными манжетами. Первоначально тренировочные костюмы не продавались в магазинах, а распределялись исключительно среди спортсменов официальных Добровольных Спортивных Обществ (ДСО). Кроме того, тренировочный костюм стал официальной повседневной одеждой Сборных Команд СССР по разным видам спорта. В 60-х советская промышленность начала массовое производство костюмов и они стали продаваться практически в любом магазине. Массовая продукция, конечно же, отличалась от продукции для спортсменов – она была попроще и поплоше… Выпускались хлопчатобумажные и шерстяные костюмы – для разной погоды. Этот вид одежды быстро приобрел огромную популярность – не без участия кино и телевидения – образ «Балбеса», одетого в «треники», в исполнении Юрия Никулина, стал каноническим.

Что касается спортсменов-велосипедистов, то тренировочные костюмы использовались ими на гонках и тренировках в межсезонье. Ну а удобство этого вида одежды для «обычных» граждан, использовавших велосипед в качестве дешевого и удобного транспорта, трудно переоценить. Примечательно, что в 1970-х годах спортивный костюм в сознании обывателя как бы разделился – штаны в обиходе называли «трениками», а толстовку – «олимпийкой». Считается, что название «олимпийка» появилось во время московской Олимпиады 1980-го года, но спортсмены старшего поколения свидетельствуют, что название это появилось гораздо раньше и связано было как раз с тем, что классический тренировочный костюм синего цвета с белыми буквами «СССР» на груди стал официальной повседневной одеждой Олимпийских команд Советского Союза по разным видам спорта.

Двое легендарных членов Сборной команды СССР на Велогонке Мира 1958 года. Слева - Николай Колумбет; справа - Юрий Коледов. Колумбет - в форменном тренировочном костюме Сборной; Коледов - в майке Велогонки Мира.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Двое легендарных членов Сборной команды СССР на Велогонке Мира 1958 года. Слева — Николай Колумбет; справа — Юрий Коледов. Колумбет — в форменном тренировочном костюме Сборной; Коледов — в майке Велогонки Мира.

В 1970-х годах повсеместное распространение синтетических тканей дало новый грандиозный толчок развитию велосипедной одежды. Капроновые дождевики, синтетические материалы для велотуфель, застежка – «липучка» (она же Velcro), армированные нейлоном ткани, а потом и полностью синтетические майки и велотрусы – все это вывело велосипедную одежду на качественно иной уровень. Благодаря использованию синтетики удалось резко улучшить аэродинамику для спорта высоких достижений. В середине 1980-х для Сборной команды СССР в Италии изготовили партию синтетических аэродинамических велокомбинезонов. Спортсмены называли их «обливными» или «стеклянными» за характерный блеск. В них наша Сборная успешно выступила на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году и в ряде других соревнований мирового уровня.

Наталия Крушельницкая - призер Первенства Мира 1985 года. Италия. Н. Крушельницкая одета в "стеклянный" комбинезон Сборной СССР. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Наталия Крушельницкая — призер Первенства Мира 1985 года. Италия. Н. Крушельницкая одета в «стеклянный» комбинезон Сборной СССР.

В 1970-х появились пластиковые защитные шлемы для велогонщиков. В СССР в начале 1980-х их производство освоила таллиннская Фабрика пластмассовых изделий «Салво». Следующим достижением мировой индустрии было появление защитных велошлемов из пенопласта со «скорлупой» из твердого пластика. Собственно, современные шлемы являются развитием этой технологии.

1987 год. Подростки занимаются на велотреке "Стадиона Юных Пионеров" в Москве. На троих видны пластиковые велошлемы "Салво".  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

1987 год. Подростки занимаются на велотреке «Стадиона Юных Пионеров» в Москве. На троих видны пластиковые велошлемы «Салво».

Не могу не добавить интереснейший, но малоизвестный исторический факт: первым в нашей стране всерьез озаботился техническим обеспечением оптимизации аэродинамики велогонщика успешный спортсмен, тренер и изобретатель Геннадий Михайлович Мартынов. Будучи еще молодым велогонщиком, в середине 1950-х Геннадий Мартынов самостоятельно сшил аэродинамический костюм, состоявший из велотрусов и шелковой самодельной майки, состёгивавшихся между собой пуговицами. В этом костюме он установил Всесоюзный Рекорд в индивидуальной гонке на 100 км на треке в 1956 году. Не остановившись на этом, Геннадий Мартынов изготовил цельный шелковый аэродинамический комбинезон, в который его зашивали прямо перед заездом. Шёлк добыть было сложно и Геннадий Михайлович выпросил у матери шелковую сорочку, которая и была перешита в аэродинамический костюм. Примечательно, что этот костюм сохранился, хотя и в сильно потрепанном виде, и был подарен мне для коллекции Веломузея. В 1960-70-х годах он экспериментировал с аэродинамикой колес – изготавливал плоские спицы и тканевые чехлы, закрывавшие спицы – прообраз современных дисковых колес. Среди других изобретений Г.М. Мартынова широкую известность приобрели сверхлегкие педали – «мартынки» и аэродинамический руль для так называемой «торпедной посадки».

Геннадий Михайлович Мартынов во время гонки. 1959 год. Он одет в аэродинамический костюм собственного изготовления - хорошо различимы пуговицы, состегивающие верхнюю и нижнюю часть костюма. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Геннадий Михайлович Мартынов во время гонки. 1959 год. Он одет в аэродинамический костюм собственного изготовления — хорошо различимы пуговицы, состегивающие верхнюю и нижнюю часть костюма.

В качестве завершающего штриха, позволю себе сделать некое обобщающее резюме: велосипедный костюм, с момента своего появления и до нашего времени, повторил и отразил историю зарождения и развития велосипеда. Возникнув практически в одно время с ним, велокостюм пережил бурную эпоху поиска форм и материалов. По мере накопления опыта, на фоне интенсивного изменения и усовершенствования велосипеда, развития велосипедного спорта и общественного признания нового транспортного средства, велосипедная одежда разделилась на спортивную и, так сказать, утилитарную. В 90-х годах XIX века, когда сформировалась веломашина практически в нынешнем виде, критерии оценки велосипедного костюма также устоялись в основных моментах. Дальнейшая эволюция шла в ногу с достижениями технического прогресса в области машиностроения и текстильной промышленности, а также направлялась социальными изменениями, велениями моды и достижениями человечества в области спорта.

Все фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.