История о том, как простой москвич начал переписку с депутатом Мосгордумы и убедил ее поддержать велотранспорт.
Среди чиновников и депутатов иногда встречаются люди, чьи представления о прекрасном урбанистическом будущем совпадают с нашими. Но чаще мы сталкиваемся политиками, которые либо принадлежат к противоположному лагерю и защищают “права автомобилистов”, либо вообще мало разбираются в вопросе (часто это связанные между собой вещи).
Даже самый лучший депутат не может быть экспертом по всем вопросам сразу. И окружить себя советниками на все случаи жизни тоже вряд ли получится. Но иногда в роле недостающих экспертов выступают сами избиратели.
При обсуждении бюджета Москвы на 2024 годы депутат от КПРФ Елена Янчук неожиданно выступила с предложением выделить отдельные средства на развитие велотранспорта. Оказалось, что это — результат ее переписки с Юрием Головиным.
Елена Янчук. Фото: vk.com/lara_croft
У нас в стране почему-то считается, что любой документ или официальное обращение должны быть написаны особым “бюрократическим” языком. Нормальные люди им обычно не владеют, и переписываться с чиновниками и политиками побаиваются.
Что сделал Юрий? Он написал ответ Янчук нормально, по-человечески — коротко изложил суть, а в конце дал список ссылок на материалы по теме. Там были и статьи в СМИ, и доклад ООН, и другие источники, из которых Янчук и ее аппарат могли получить нужные им данные.
Как писать письма чиновникам, чтобы получить ответ по существу
Если вы мечтаете о велодорожке у себя на улице или хотите, чтобы на опасном перекрёстке появился светофор, вам придётся ввязаться в переписку с чиновниками. Дело это непростое, поэтому рассказываем, как избежать фрустрации и повысить шансы на успех.
Запаситесь терпением
У чиновников нет задачи решать ваши проблемы, но им важно своевременно реагировать на все обращения. И по возможности отбить у вас охоту писать новые письма. Федеральный закон 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требует, чтобы ответ был дан в течение 30 календарных дней. Самое простое, что можно сделать, — это прислать вам типовую отписку. К примеру, вы пишете, что на улице N надо сделать велодорожку.
Чиновники обязаны отвечать вам по существу вопроса, но часто пренебрегают этим правилом.
А в ответ чиновники сообщают, что город денно и нощно радеет о велосипедистах, принял целевую программу, установил сто штук велопарковок, запустил городской велопрокат, и что в будущем, возможно, ваше пожелание тоже учтут. Это явно не тот ответ, на который вы рассчитывали. Такие письма деморализуют, многие люди приходят к выводу, что никакого смысла в переписке нет, не стоит даже пытаться. Это не так, но чтобы пробить стену, сложенную из потока бессмысленных слов, потребуются время, знания и упорство.
Знайте свои права
По закону, ответ на ваше обращение должен быть не только своевременным, но и содержать информацию по существу вопроса (Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения, п.3). Рассказ о том, как здорово работает транспортный департамент в вашем городе, в ответ на вполне конкретное предложение сделать велодорожку на улице N едва ли считается ответом по существу. Вы можете напомнить об этом чиновника ответным письмом (лучше со ссылкой на закон), либо пожаловаться на них в прокуратуру, ведь по факту закон уже нарушен.
Ещё один документ, который вам пригодится — это федеральный закон 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вторая статья закона устанавливает приоритет безопасности над потерями времени (это значит, что возможные задержки для автомобилей не могут быть причиной отказа, когда вы просите сделать на улице пешеходный переход). Там же создание условий для пешеходов и велосипедистов названо в числе основных принципов организации дорожного движения.
Проведите исследование
Чтобы чиновникам было проще соблюсти закон, сразу дайте им информацию, которая поможет принять правильное решение. В конце концов, в городские департаменты поступает куча обращений и, по правде говоря, не все они адекватные. Имея в своём арсенале цифры, можно требовать от чиновников максимально подробных и осмысленных ответов.
Проведите небольшое исследование, которое поможет чиновникам принять правильное решение.
Проведите небольшое исследование, которое поможет обосновать ваш запрос. Если вы радеете о новом пешеходном переходе, посчитайте, сколько сейчас людей переходит улицу в этом месте. Если хотите велодорожку, посчитайте велосипедистов на этом маршруте (можно отдельно учесть тех, кто едет по тротуару — это знак того, что люди считают улицу небезопасной). Для этого вам потребуется пара часов времени, механический счётчик или просто бумага с ручкой. Подсчеты лучше всего вести в пиковые часы, в хорошую погоду, со вторника по четверг включительно.
Проверьте также, как на интересующей вас улице обстоят дела с безопасностью. Проще всего посмотреть число пострадавший и погибших на карте ДТП, там официальные данные представлены наглядно. Если ваш город пока не подключился к этому сервису (его делают активисты), ищите данные на сайте ГИБДД.
Найдите единомышленников
Практика показывает, что люди гораздо охотней поддерживают обращения «против», нежели призывы «за». Поэтому собрать много подписей за свою инициативу будет непросто. Но в любом случае даже десять подписей — лучше, чем одна. Попробуйте заручиться поддержкой муниципальных депутатов. В Москве мундепы не имеют прямого влияния на транспортные вопросы, но когда депутат пишет обращение, он фактически говорит от имени своих избирателей.
Люди гораздо активнее поддерживают обращения «против», чем призывы «за».
Состав муниципальный собраний в Москве можно посмотреть здесь, а на сайте питерского «Яблока» есть список муниципальных депутатов избранных от этой партии (они проходили собеседование на знание базовых идей урбанистики). В некоторых российских городах местных депутатов будут избирать этой осенью, и среди кандидатов тоже есть люди с прогрессивными взглядами на транспорт. Есть ли такой кандидат у вас в городе, смотрите на сайте «Городских проектов».
Ведите учёт ответов
Отправить обращение можно письмом или через электронную приемную, с точки зрения закона разницы нет никакой, но через интернет получается немножко быстрее. Отсчитайте 30 дней с момента отправки и поставьте себе напоминание, а лучше всего завести таблицу, в которую вы будете заносить даты, номера и краткое содержание своих обращений, а также полученных ответов. Если ответ в положенный срок не поступил, смело жалуйтесь в прокуратуру на нарушение 59-ФЗ. Таблица поможет выстроить четкую линию нападения — шансов, что вы получите желаемое с первого раза, прямо скажем, не много, но вода камень точит.
Потом в депутатском аппарате что-то пошло не так, и в ответ на свое подробное письмо Юрий получил тот же самый ответ, что и в первый раз, поменялась только дата. Можно было сделать вывод, что “все эти депутаты одинаковые” и каши с ними не сваришь. Но Юрий написал снова и предположил, что письмо-дубликат ему прислали по ошибке.
И что же? Дальше у него завязалась электронная переписка с Янчук, по ходу которой он докидывал в аппарат новые материалы для обоснования поправки. Возможно, это не так весело, как троллить “защитников прав автомобилистов” в каком-нибудь чате, зато примерно в сто раз полезнее.
Юрий проделал большущую работу. Тем не менее, поправка Елены Янчук не прошла. Провластное большинство, как у них это заведено, не стало голосовать ни “за”, ни “против” — они вообще не голосовали по этому вопросу. Печально. Зато мы получили плюс одного политика, погруженного в тему велотранспорта, а это уже немало.