Велосипед на военной службе
Велосипедная пехота — это солдаты пехоты, которые маневрируют на полях сражений (или, чаще, между ними), используя военные велосипеды. Термин появился в конце 19 века, когда «безопасный велосипед» стал популярным в Европе, Соединенных Штатах и Австралии. Исторически сложилось так, что велосипеды уменьшали потребность в лошадях, топливе и техническом обслуживании транспортных средств.

Первое упоминание о боевом применении самоката (велосипеда) относят к 1870 году: во время Франко-Прусской войны, из осаждённого пруссаками Парижа удалось проскочить одному из посыльных французских войск с донесением на самокате.
В 80-е годы XIX века многие европейские армии посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям). Поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством. Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.

Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным. В 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась Peugeot (Пежо).

Во Франции в 1894 г. «пехота на колесах» насчитывала уже 3 200 человек. Для этого вида войск там даже придумали особое название — «военные мухи» (поскольку велосипедисты подкрадываются к врагу тихо и незаметно, как мухи). Самые быстрые и выносливые служили при Главном штабе — туда отбирали только тех, кто на испытаниях проезжал 90 км быстрее шести часов.
Британия обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны — 20 тысяч. Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.
В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах. В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве. Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо». В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей — велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).

В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную. Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.
Русская императорская армия также имела на вооружении велотехнику отечественного производства. Модель называлась «Дукс Боевой», выпускалась на заводах Москвы и Харькова. «Дукс», подобно «Капитану Жерару», был складным и обладал стандартными для современных хардтейлов 26-дюймовыми колесами. На фотографиях ниже расположены этот велосипед и шлем велосипедных частей Русской императорской армии.


Военные самокатчики были, может, немногочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.

В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.
Финская армия активно пользовалась велосипедами. На фото финский военный патруль на учениях рядом с границей СССР в 1939 году.

В польской армии большинство пехотных дивизий имели подразделение велосипедистов.

В швейцарской армии в 40-е годы велосипеды использовались в том числе для буксировки легких противотанковых пушек.

В Красной армии к 1939 году самокатные подразделения присутствовали, хотя их официальная роль снизилась.

К началу Второй мировой войны практически все армии мира имели войсковые велосипедные подразделения. Самые крупные из них имелись у Германии и Японии. Остальные воюющие страны использовали велосипеды для доставки сообщений, эвакуации раненных, проведения разведки, установления связи и выполнения специальных задач. В подавляющем большинстве использовались легкие, складные конструкции велосипедов, которые с помощью ремней крепились за спиной солдата. Часто велосипеды использовали партизаны, так как они не только повышали скорость передвижения, но и позволяли перевозить тяжелые грузы.
Следует отметить, что военный велосипед отличался от обычных гражданских моделей не только усиленной конструкцией, но и наличием многих приспособлений (обвеса), необходимых для перевозки грузов и вооружения. В тоже время, во многих армиях при нехватке специальных моделей, использовали гражданские велосипеды в огромных масштабах. Для специального использования – горных войск, парашютистов, — строились велосипеды, которые учитывали особенности их военного применения.
Американские морские пехотинцы продвинулись дальше всех.


После Второй мировой велосипедные войска оставались во многих армиях довольно долго, но интерес к ним постепенно угасал, ведь мотоциклы и автомобили становились всё современнее и мощнее. Однако американцы не отказывались от железных коней никогда, велосипедами в армии США снабжены морские пехотинцы и воздушно-десантные войска. Последняя модель стандартного военного велосипеда Montague Paratrooper – это легкий и надежный горный байк со складной рамой из авиационного дюралюминия, способный выдержать около 230 кг груза! Этот же велосипед использует морская полиция: у них моделями Montague Paratrooper оснащаются патрульные катера. Велосипедные войска для усиления пехоты имеет и армия Швейцарии.

Так что, несмотря на постоянное совершенствование технологий, велосипеды могут сослужить неплохую службу в деле обороны государства! Особенно если требуется решить деликатную боевую задачу, где требуется тишина, внезапность, скорость и проходимость. В этом случае велосипед может оказаться эффективнее самой сложной современной техники. Всё гениальное – просто!