Уличный колледж: Урок 4
Смешно видеть, как некоторые люди выходят из себя, когда в
скейтпарке кто-то катается на горном велосипеде. Конечно, не очень
приятно видеть, как какой-то дурачок скачет с грохотом на двухподвесе,
воображает себя отбойным молотком на фанбоксах и приземляется со всей
грацией атомной бомбы, но ему все сходит с рук, потому, что у него есть
6-дюймовая защита от дурака спереди и сзади. Но пока мне еще никто не
привел убедительный аргумент, почему маленький хардтейл, созданный для
дерта и стрита, меньше подходит для прыжков на деревянных вылетах, чем
ВМХ или скейтборд. Поэтому до тех пор, пока кто-нибудь не предложит мне
какое-нибудь более убедительное объяснение, нежели «это не правильно»,
я буду кататься на своем неподходящем велосипеде везде, где мне
вздумается, включая скейтпарки, особенно если это способно разозлить
этих нацистов от моды еще больше. Многие дерт-джамперы проводят
огромное количество времени в скейтпарках. Парки очень практичны,
потому что там можно кататься, когда дерты мокрые и грязные. А еще там
всегда можно выучить пару новых элементов на фанбоксах, а затем
перенести их на дерт. А, учитывая растущую популярность соревнований по
слоупстайлу, где райдеры совмещают прыжки на дертах и парковых
препятствиях, ждать, что приверженцев горного велосипеда в скейтпарках
станет меньше, не приходиться.
Новичок: Хип трансфер
В отличие от большинства трасс (если ты, конечно, не супервезунчик),
в скейтпарках есть бесчисленные маршруты, которые можно найти и
обкатать. Попасть из одной секции парка в другую – это не просто
прокатить по ровной поверхности и прыгнуть на желаемое препятствие.
Настоящий стрит/парк-райдер соединит ряд препятствий трансферами.
Когда
ты катаешь в скейтпарке, препятствия не выстроены в линию, как в
большинстве трейлов. Препятствия в скейтпарках разбросаны по всей
площади, так что, чтобы связать между собой секции, тебе нужно
научиться делать хип-трансфер. Хип – это такой прыжок, при котором
приземление происходит под углом 90 к вылету. Чтобы приземлиться, тебе
нужно повернуть байк в воздухе, чтобы выкатить в нужном направлении. В
теории все легко – поворот на 90 это тебе не высшая математика. Однако
техника прыжка не так уж и проста. Опытные райдеры делают хип-трансфер
так, будто прогуливаются по парку. Но первое впечатление обманчиво.
Поверьте нам, это сложнее, чем кажется. Вставить хип между секциями
довольно сложно, потому что комбинация должна выглядеть цельно. Научись
делать каждый шаг и соедини все в плавное движение.
1. Подъезжая к вылету, начинай закручивать байк в
нужном направлении так, чтобы когда ты оторвался, твой байк уже смотрел
туда, куда нужно. Возможно, если немного упереться на внутреннее плечо,
это поможет велику закрутиться. Тейблтоп, как демонстрирует нам здесь
Олли, – тоже отличное дополнение.
2. Заставить байк
поворачиваться нетрудно, стоит только привыкнуть. На самом деле,
достаточно легко перекрутить байк и запороть приземление. Управляй
верхней частью корпуса и используй бедра, если нужно замедлиться.
3.
Рано начинай приземление и жестко войди в рампу. Немного смести вес в
сторону поворота, чтобы избежать завышенного центра тяжести и как
следствие смазанного приземления.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Совет
Среди стрит-райдеров бытуют разные мнения о том, какие тормоза
выбирать. Гидравлические дисковые – самые мощные, но они наиболее
уязвимы к уличным препятствиям. Также гидравлические шланги могут
порваться, что лишит тебя тормозов до конца секции. Вибрейки – самая
простая альтернатива, но если ты погнешь колесо, велики шансы, что ты
пойдешь домой под стучащий звук – поврежденный обод будет с каждым
оборотом задевать колодки. Каждому свое. Пойми, что больше навредит
твоему катанию и сделай свой выбор.
Средний уровень: Трансфер на 270
Основная идея – прыгнуть с одной рампы на другую, приправив все это
твистом. Поскольку ты приземляешься под прямым углом к вылету, тебе
нужно сделать оборот лишь в три четверти (270 градусов). Если ты
сделаешь полные 360, то приземлишься поперек рампы, что может
закончиться не самым лучшим образом. Ключ к успеху: чтобы этот трюк
отлично выглядел, нужно держать переднюю часть байка внизу во время
твиста. Именно так должны выполняться все твисты, это поможет
максимально точно подобрать угол для плавного приземления.
1. Для трансфера в 270 тебе не нужна большая
скорость. Тебе не нужны длинные полеты, нужно лишь иметь небольшой
запас для чистого приземления. Как только коснешься грани рампы,
начинай закручиваться в сторону поворота.
2.
Оттолкнувшись от края, продолжай вращаться в нужном направлении, держи
бедра строго параллельно раме, вращение осуществляй верхней частью
туловища. Пусть заднее колесо будет выше переднего, так ты добьешься
эффекта легкого пикирования, слегка переместив вес вперед.
3.
Во время твиста управляй байком верхней частью корпуса. Это получится,
если ты зафиксируешь бедра. Смотри через то плечо, через которое ты
поворачиваешься. Во-первых, это поможет твоему корпусу вращаться в
нужном направлении, а во-вторых – видеть, куда приземляешься.
4.
Ты почти у цели и должен быть готовым к приземлению. Дай корпусу
раскрутиться. Постарайся держать переднее колесо внизу, чтобы плавно
войти в приземление. Можешь зажать задний тормоз, если боишься, что
поедешь по дуге из-за смещенного назад центра тяжести.
1.
2.
3.
4.
Совет
Привыкай поворачивать байк, начинай с простых прыжков на месте с
поворотом на 90 градусов. Узнай, какие нужно делать движения, чтобы
повернуть байк под правильным углом, затем переходи на рампу.
Продвинутый уровень: Хендплант
Пожалуй, можно по
пальцам одной руки сосчитать байкеров, которые стабильно чисто
выполняют хендплант. Если ты раньше никогда не сталкивался с
хендплантером – это такой же трюк, какой выполняют скейтеры и
сноубордеры при вылете с хафпайпа, только на байке. Разница в том, что
байкеры используют хендплант, скорее, для того, чтобы перепрыгнуть
через препятствие (в нашем случае – грань рампы), а не для того, чтобы
сделать трюк на грани рампы и поехать обратно, как это делают скейтеры.
Байки просто слишком тяжелые и неповоротливые для этого, но некоторые
маунтинбайкеры и bmx’еры научились перепрыгивать через грань рампы. В
некоторых скейтпарках для этого трюка есть даже специальные ограждения.
Группа американских байкеров даже соорудила препятствия для хендпланта
с кикерами, которые позволяют перелетать им через ветки деревьев,
которые они выращивают, а потом обкатывают. Это, пожалуй, самый
безумный и самый техничный трюк для скейтпарка.
1. Тебе нужно найти рампу с приличной гранью или
крутой и большой кикер с крутым переходом. Компактный велик с
24-дюймовыми колесами – выигрышный вариант для этого трюка.
2.
Как только переднее колесо покидает вылет, зажми велик под собой с
помощью ног. Пусть весь бак поднимется под тобой. Смести центр тяжести
в сторону, противоположную той, куда ты хочешь заложить байк, и толкни
байк наверх, используя инерцию.
3. Сними с грипсы
руку, на которую будешь опираться. Возможно, проще будет использовать
ту, которая сильнее, ведь в сумме вы с великом весите немало. Крепко
схватись за карниз или край рампы и выведи свой байк в своего рода
тейблтоп, используя массу тела и инерцию.
4. Когда
байк достигнет высшей точки, ты почувствуешь, что он стал легче за
секунду до того, как баланс сместится и байк начнет падать. Как только
это случится, дай велику опуститься и оттолкнись от рампы опорной
рукой. Верни руку на грипсу и постарайся закрутить байк так, чтобы он
находился максимально параллельно спуску.
2.
3.
4.
5.
6.
Совет
Самое простое, что ты можешь сделать, чтобы прочувствовать этот трюк
– научиться делать тейблтоп с одной рукой, привыкнуть отводить байк в
сторону, используя лишь колени и начать отрывать руку от руля.
Материал опубликован в Mountain Bike #11 (апрель\’06)!