Tour de FranceВелоспорт - шоссе

«Тур де Франс» — самая престижная велогонка в мире: почему за ней стоит следить

Наряду с итальянской «Джиро д’Италия» и испанской «Вуэльтой», «Тур де Франс» входит в число легендарных многодневных велогонок, которые принято называть гранд-турами или супермногодневками.

Главная особенность «Тур де Франс» — в продолжительности и максимальном уровне сложности. Гонщики выходят на старт каждый день на протяжении трех недель за исключением двух дней отдыха.

«Тур де Франс» — старейший из гранд-туров, поэтому даже просто принять участие в гонке мечтает каждый профессиональный велосипедист. Победа в общем зачете «Тура» — самая престижная награда в велоспорте, она ценится выше золотой медали Олимпиады.

Как определяется победитель

На многодневных гонках борьба между спортсменами ведется в нескольких зачетах. Для удобства лидер каждого из них надевает майку определенного цвета.

Общий зачет или генеральная классификация. Победитель определяется по времени прохождения всех этапов — кто быстрее проехал всю дистанцию, тот и выиграл. Это самая престижная и одновременно сложная номинация на любом гранд-туре, не только на «Тур де Франс»: гонщику нужно стабильно провести все три недели на дистанции и выдержать атаки соперников.

На этапе предусмотрены бонусные секунды, которые вычитаются из общего времени. За победу на любом этапе компенсируют 10 секунд, за второе место — шесть, за третье — четыре секунды. Бонусное время можно получить и на промежуточных финишах, они есть на каждом этапе дистанции.

Лидер общего зачета в ходе гонки носит специальную майку желтого цвета. Традиция, как и на другом гранд-туре — «Джиро д’Италия», — зародилась благодаря газете-основателю L’Auto: она печаталась на желтой бумаге, поэтому и майку лидера решили сделать такой.

Спринтерский зачет. Лидер и итоговый победитель в этой категории определяется по сумме очков, которые гонщики набирают на финише каждого этапа и на промежуточных точках. Спринтеры, как правило, не ведут борьбу за общий зачет и даже могут не проехать всю дистанцию до конца, если уже гарантировали себе победу по очкам и у конкурентов нет математических шансов их опередить. Лучший спринтер надевает майку зеленого цвета.

Горный зачет. Все горы на дистанции разделены на четыре категории в зависимости от сложности восхождения. Чем труднее подняться на гору, тем больше очков получает гонщик, который первым оказывается на ее вершине. Лучший горовосходитель определяется по сумме очков. Часто именно такие участники претендуют на победу и в общем зачете. Гонщик, лидирующий в этой категории, носит бело⁠-⁠красную «гороховую» майку.

Молодежный зачет. Так же, как и общий зачет, разыгрывается по наименьшему времени, но учитывает результаты только гонщиков до 25 лет. Лидер носит майку белого цвета.

Также существует неофициальное звание «красного фонаря» — так именуют гонщика, который занимает последнее место в генеральной классификации. В начале 20 века на последний вагон пассажирского поезда во Франции устанавливали фонарь красного цвета — отсюда и название неофициальной категории. Специальной майки для нее не существует.

Что получает победитель

Общий призовой фонд гонки в этом году составит 2,3 миллиона евро, из которых 500 000 €⁣ (48 903 750 ₽) достанутся победителю генеральной классификации. По 25 000 €⁣ (2 445 188 ₽) получат итоговые обладатели зеленой и «гороховой» маек.

Также предусмотрены награды для победителей этапов. По традиции выигрыш делится между всеми членами команды поровну.

Маршрут «Тур де Франс — 2023»

Особенность всех гранд-туров в том, что каждый сезон организаторы готовят для гонки новый маршрут, непохожий на прошлогодний. Для «Тур де Франс» неизменным остается лишь завершающий этап на Елисейских Полях в Париже. Однако в следующем году из⁠-⁠за проведения Олимпийских игр гонщики впервые за 50 лет финишируют не во французской столице.

Маршрут «Тур де Франс» 2023 года состоит из восьми равнинных, четырех холмистых, восьми горных этапов и гонки с раздельным стартом. Гонщики суммарно преодолеют 3404 км, а средняя протяженность одного этапа составит 162 км. Самая высокая точка маршрута — гора Коль де ла Лоз, ее высота — 2304 м.

Подъём на Пюи-де-Дом

Девятый этап закончится восхождением на Пюи-де-Дом. Это большой лавовый купол и один из самых молодых вулканов Центрального массива в Оверни, высотой 1464 метра над уровнем моря. Это место имеет богатую и печально известную историю для «Тур де Франс»: достаточно вспомнить поединок между Жаком Анкетилем и Раймоном Пулидором на Туре 1964 года или удар по печени, который Эдди Мерксу пришлось пережить в 1975 году.

Гора включалась в маршрут велогонки 13 раз, и последний раз потухший вулкан посещали в 1988 году. Пюи-де-Дом доступен только с одной стороны, и он также очень узок ближе к вершине. Босс «Тур де Франс» Кристиан Прюдом признался, что давно хотел включить Пюи-де-Дом в маршрут гонки. Из-за чрезвычайно узких дорог на последние 4 очень трудных километра публика не будет допущена в целях безопасности.

История «Тур де Франс»

Легендарная гонка появилась благодаря конкуренции двух французских спортивных газет — Le Velo и L’Auto. Продажи второй стремительно падали, и 26⁠-⁠летний журналист Жео Лефевр предложил ее руководству организовать шестидневную велогонку по всем регионам Франции. Он верил, что это положительно скажется на популярности газеты и повысит продажи. Главный редактор газеты не был уверен в успехе проекта, но финансовому директору Виктору Годде идея пришлась по душе.

В январе 1903 года L’Auto официально анонсировала первую гонку «Тур де Франс» и провела ее в июле того же года. Первым победителем стал француз Морис Гарен, а среди участников были гонщики из Италии, Бельгии и Германии.

Как и предполагал Лефевр, благодаря велогонке популярность газеты L’Auto пошла вверх, ее продажи выросли, а конкурент La Velo — разорился и прекратил существование уже в следующем году.

За кем следить

Марк Кавендиш. Главная интрига «Большой петли» этого года состоит далеко не в том, кто выиграет генеральную классификацию, а в том, сможет ли Марк Кавендиш побить рекорд Эдди Меркса по количеству побед на отдельных этапах «Тур де Франс».

Британский спринтер и легендарный бельгийский гонщик становились первыми на этапах по 34 раза.

Марк Кавендиш на «Тур де Франс» 2018 года. Источник: Agence Zoom / Getty Images

Йонас Винегор. Прошлогодний победитель «Тур де Франс» считается одним из лучших горовосходителей и снова будет претендовать на первое место в генеральной классификации.

Помогать ему в этом будут сильные партнеры по команде — Ваут ван Арт, Кристоф Лапорт и Дилан ван Баарле.

Тадей Погачар и Йонас Винегор на подиуме «Тур де Франс» в 2022 году. Источник: Michael Steele / Getty Images

Тадей Погачар. Словенец дважды подряд выигрывал «Тур де Франс» — в 2020 и 2021 годах, — а в прошлом сезоне в упорной борьбе уступил первое место Йонасу Винегору. В этом сезоне он попытается взять реванш у датчанина.

В начале года Погачар удачно выступил на весенних классических однодневках — выиграл «Амстел Голд⁠-⁠рейс», «Тур Фландрии» и «Флеш Валонь» — и утвердился в звании универсального гонщика.

Эган Берналь. Колумбийский гонщик выигрывал «Тур де Франс» в 2019 году и становился победителем «Джиро д’Италия» двумя годами позже. В январе 2022 года Берналь на тренировке столкнулся с автобусом и едва не погиб. На восстановление от травм — более 20 переломов — ушло больше года. Любители велоспорта ждут возвращения колумбийца на топ⁠-⁠уровень и предвкушают, что он сможет составить конкуренцию Погачару и Винегору в борьбе за итоговую желтую майку.

Петер Саган. Один из самых популярных и медийных гонщиков пелотона в этом году завершит карьеру в шоссейном велоспорте. На последней для себя гонке «Тур де Франс» наверняка попробует порадовать своих болельщиков. Правда, выиграть спринтерский зачет ему вряд ли удастся из⁠-⁠за высокой конкуренции. Впрочем, Саган так и останется рекордсменом по количеству побед в этой номинации: он выигрывал итоговую зеленую майку семь раз, и никто из действующих гонщиков не сможет его опередить в ближайшие годы.

Петер Саган во время «Тур де Франс» 2022 года. Источник: Jean Catuffe / Getty Images

Маттиас Скьелмосе. 22-летнему датскому гонщику прочат большое будущее, и в этом сезоне он оправдывает ожидания: на его счету победа в генеральной классификации на престижном «Туре Швейцарии» и в групповой гонке на чемпионате Дании.

Ожидается, что Скьелмосе даже может составить конкуренцию топовым гонщикам на горных этапах.

Где смотреть

Первый этап «Тур де Франс» стартует в субботу, 1 июля, в 13:30 по московскому времени. Расписание всех этапов можно найти на официальном сайте гонки.

В России официальных трансляций не будет. Посмотреть «Тур де Франс» можно онлайн на зарубежных каналах и сервисах. Для доступа к ним понадобится VPN, а для оплаты подписки — карта иностранного банка:

  1. Eurosport Player. В стриминговом сервисе есть опция просмотра с комментариями на русском языке.
  2. GCN. Официальный партнер Мирового тура транслирует все главные гонки онлайн с английскими комментариями.
  3. SBS. Австралийский канал бесплатно покажет все этапы «Тура». Чтобы посмотреть трансляцию, понадобится австралийский IP⁠-⁠адрес.

Следить за развитием событий в кругу знатоков

Артем Соколов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *