Новый знак для велосипедистов
Настя Ромашкевич, как один из вестников оппозиционного велосипедизма, обнаружила в Москве таблички, указывающие на совместное движение велосипедов с автомобилями. Кому и зачем они понадобились?
На Новолесной улице появилась временная велополоса — дептранс сообщал об этом еще 20 мая. Это правда, но только наполовину, потому что от Лесной до перекрестка с Горловым тупиком велоинфраструктура есть, а дальше — нету. Хотя поначалу полосу, видимо, проложили по всей длине улицы — кое-где видна стертая разметка. Вместо разметки на Новолесной установили таблички, предлагающие людям на велосипедах и автомобилях ехать вместе.
Знак на пересечении с Бутырским валом.
Я полезла в справочники проверить, есть ли такие таблички в ПДД. Среди знаков на желтом фоне её не обнаружила — такие знаки ставят как временные в местах строительных работ, а это явно не наш случай. Есть таблички, уточняющих действие других знаков (например, “Кроме велосипедов” под знаком, запрещающим движение личного транспорта по автобусным выделенкам), но ничего подобного нет и среди них.
Зато есть пункт 24.2 ПДД, из которого недвусмысленно следует, что там, где нет специальной велоинфраструктуры, люди могут ехать на велосипедах по проезжей части. Это базовая установка, не требующая никаких дополнительных знаков или табличек. С тем же успехом можно ставить таблички, разрешающие ходить пешком по тротуарам, или ждать автобуса на автобусной остановке.
Таблички, установленные на Новолесной, ничего не разрешают и не предписывают, никому ничем не помогают. Зачем же они нужны? Наверное, для пиара.
Давайте на секунду отвлечемся от табличек и посмотрим на Новолесную. Это типичная районная улица длиной в полкилометра с относительно небольшим трафиком и ограничением скорости в 30 км/ч. Единственная ее проблема — изрядная ширина, совершенно неадекватная скоростному режиму; чтобы у водителей не было искушения разгонаться посильней, здесь кругом понатыканы “лежачие полицейские”. Нанесение велополосы по всей длине улицы помогло бы успокоить траффик — строго говоря, ни для чего больше они здесь особо не нужны. Ездить на велосипеде по проезжей части здесь можно и так без особых проблем, даже по меркам стран передового велосипедизма, — в отличие от множества других московских улиц, куда сунуться на велосипеде отважиться не каждый из за активного движения и высокой скорости машин.
КБ Strelka и Delivery Club опубликовали в 2021 году исследование, которое показало, что 88% велоинфраструктуры в российских городах не совпадает с популярными веломаршрутами. С тех пор ничего не поменялось: дептранс продолжает рисовать велополосы на малозначительных улицах, где без них легко обойтись. Между тем на действительно востребованных маршрутах вроде Садового кольца или Тверской, велодорог как не было, так и нет — чиновники не готовы продвигать и отстаивать такие решения. А зачем, если можно наставить бессмысленных табличек на второстепенных улицах и отчитаться о километрах благоустроенных веломаршрутов?
Недавно как раз чиновники в очередной раз сообщили, что общая протяженность московских велополос — 500 км, больше, чем дорога до Воронежа. Вряд ли поездки на велосипеде по Москве стали от этого намного безопасней и удобнее, зато цифра красивая.