Велопоход по Грузии, сентябрь 2023 (часть 2)
День 5. Мачартскали (Machartskali) — дорога в Ахалкалаки (Akhalkalaki)
53км, набор 1645м, https://www.strava.com/activities/9957763463
Утром мы решили разделится. Дело в том что некоторые участники не сказать что подустали но как то просто хотелось провести несколько дней спокойно и без дерганья как это было накануне. Кто то не был в Боржоми а я, например, был и поэтому трек уходил в сторону, в Бакуриани. Но ничего, договорились встретится все вместе в Ахалцихе. Утром после завтрака тряская дорога вела на спуск к реке Kerzeni. Спуск мне запомнился ледяным воздухом в местах, куда солнце еще не дотянулось. После спуска было два варианта как попасть в Бакуриани — по грунтовке или по асфальту. Мы выбрали грунтовку, которая была в хорошем состоянии и набирать высоту было очень комфортно среди тишины и красоты вокруг.

Село Didi Mitrabi тоже оказалось полузаброшенным. Точнее нижняя часть села заброшена полностью, но верхняя вполне жилая и кто то даже строит новые дома.

Бакуриани большой город, туристический. Но оказалось что в это время года многие кафе тут закрыты и нам пришлось довольно долго искать место чтобы покушать. В итоге укатили на другую окраину города, в отель при котором работало кафе. Покушали на славу, даже похоже, лишнего, так как выползать из за стола было очень трудно, и особенно осознавать что сейчас ехать в перевал на 2454м. Уж не знаю с чего, но мне казалось что будет асфальтированная дорога, но практически сразу после Бакуриани асфальт закончился и пошел грейдер, не сказать что идеальный. Просто нормальный но все равно, набирать высоту по нему получалось не быстро.

У нас разная физическая подготовка поэтому кто то взял перевал быстрее, кто то помедленнее, но в любом случае всем пришлось доставать паспорта и долго ожидать проверки данных. На перевале расположен полицейский участок и останавливают всех без исключения. Дождавшись когда проверка завершится, попутно общаясь с парой из России которая тоже путешествует по Грузии на велосипедах с палатками, мы поехали на спуск. Но хоть дорога и обозначена на карте как «основная», состояние ее отвратительное и быстро спускаться не получалось. Мы еще на перевале заметили, что по этой дороге не приехала ни одна машина, все они поднимались с другой стороны, а именно со стороны озера Tabatskuri. Туда же и поехали велосипедисты, но не мы. Вероятно это было ошибкой, потому что во-первых до заката оставалось очень мало времени и по такой тряской и каменистой дороге спуститься до деревень по светлому никак не получалось. А у нас с собой вообще не было еды, я рассчитывал спуститься с перевала часов в 17, никак не позже.

На спуске повстречали одиночного путешественника из Германии. Он рассказывал что проехал Иран, Афганистан, и через пару дней у него финиш в Грузии. Отчаянный мужчина. Пожаловался то что в Грузии собаки пастухов злые, лают, иногда бросаются и создают неприятные моменты. Да, есть такое дело, нельзя не согласится. Тут рецепт простой — надо знать что делаешь и не ходить по одиночке. На крайний случай можно велосипедами закрыться от собак и не подпускать их… Но когда ты один то это очень опасно. Стоит отметить что на этой дороге действительно, собаки попадались очень злобные и в итоге все так и вышло трагически — спустя минут 5 как мы попрощались с немцем уже издалека мы увидели что на него набросились псы, повалили на землю. Пастух не успел среагировать, потому что вымогал деньги у наших ребят, которые чуть позже стали спускаться с перевала… Насколько потом мы выяснили, немец жив, его доставили в полицейский участок на перевале. Чем там все закончилось потом мы не знаем.
Ну а нас темнота застала на спуске, и хоть внизу уже видны были огни домов, смысла туда ехать особо не было — где там искать место для палатки совсем не понятно. Так что мы заночевали в лесочке у обочины, без еды и практически без воды. Довольствовались какими-то перекусами у кого что осталось.
День 6. дорога в Ахалкалаки (Akhalkalaki) — Ахалцикхе (Akhaltsikhe)
84км, набор 580м, https://www.strava.com/activities/9957789669
Ночь была довольно теплой, а утром солнце очень рано стало освещать лесок где мы ночевали, так что прогрело очень быстро.

Пошарив по бутылкам, мы наскребли по 100мл воды на чай/кофе и быстро собравшись доехали до деревень и уже основательно позавтракали у первого попавшегося магазина. Дальше нужно было немного попетляв по деревням найти срезку на трассу Ахалкалаки — Ахалцихе и навигатор предложил кратчайший путь. Вначале показалось что тут вообще нет дороги, но местные жители сказали что они тут ходят, смотрите внимательней на чуть примятую траву и идите по ней. Ничего, нахватав репейника все же спустились до трассы.

Дальше был кайф! Очень длинный плавный спуск где не приходилось крутить педали а скорость была под 30км-ч. Дорога проложена по ущелью и кругом красиво. Правда тут ездят большие грузовики, так что сильно не расслабишься конечно.

У развилке на Вардзию на той стороне реки расположилась крепость но мы на осмотр не пошли. Со стороны она и так здорово смотрится, особенно когда ты к ней подъезжаешь.

Чем ближе к Ахалцихе тем становилось жарче, высота падает и падает. На обед остановились на выезде из города Аспиндза в ресторане Chiko. Отличное место! Ближе к вечеру, добравшись до Ахалцихе, мы заселились в гостевом доме и там мы воссоединились с нашими отдохнувшими ребятами, которые приехали из Боржоми.
День 7. Ахалцикхе (Akhaltsikhe) — Уткисубани (Utkisubani)
40км, набор 780м, https://www.strava.com/activities/9959621593
До обеда мы неспешно погуляли по крепости в Ахалцихе, покушали в кафе и покинули город по кратчайшей дороге на Батуми.

На данный момент (сентябрь 2023) остались лишь небольшие участки где ведут работы китайский подрядчик, скорее всего в 2024 году уже весь участок Ахалцихе — Боржоми будет асфальтирован.

Под вечер нашли удобное место для установок палаток вблизи родника и придорожного кафе, который как ни странно работал (нам просто повезло). Поставили палатки и пошел дождь, так что ужинали в кафе под навесом.

Продолжение следует