Одиночный велопоход по ледяным просторам Аляски
Ана Джагер не знала , что на Веломании проходит конкурс ВЕЛОЗИМА 2024. 13 марта 27-летняя Ана въехала в Ном ( штат Аляска), завершив мучительную 19-дневную одиночную поездку по тропе Идитарод.
Условия в этом году были чрезвычайно трудными и медленными, но она поддерживала темп, соответствующий темпам самых быстрых гонщиков ITI. После поездки писательница и коллега по выносливости Джилл Хомер встретилась с Аной, чтобы обсудить ее колоссальные усилия. Полную историю можно найти здесь, а коллекцию фотографий Аны из поездки можно найти здесь… “Иди сюда, байкер, подойди ко мне”, — позвал репортер. Когда Ана приблизилась, женщина-репортер сказала: “О, это женщина. Так даже лучше”. Корреспондент спросил Ану, как проходит ее гонка:
— Я вне конкуренции. Я еду в одиночестве. «Нет, неправда, это невозможно”, — громко воскликнула репортер. “Зачем это?”. В ответ Ана просто рассмеялась.
“Когда вы собираетесь завершить поездку в Номе?” — спросил репортер. “Я не знаю. Я не знаю, какой сегодня день. Я даже не знаю, где я нахожусь”. Группа зрителей, стоявших рядом с репортером, смеялась и хлопала, как будто они с трудом могли поверить в то, что видят. Когда я впервые услышал о поездке Аны, у меня была такая же недоверчивая реакция. Велосипедист-одиночка, который крутит педали всю дорогу до Нома за один присест? И не просто одиночница из Нома, а 27-летняя женщина? И она ехала в темпе, который соперничал с лучшими гонщиками на 1000-мильном Iditarod Trail Invitational. Как она могла держать такой темп? Откуда столько храбрости и отваги?
Ана родилась и выросла в Анкоридже (Аляска), в семье любителей экстремальных гонок. Ее отец Джим несколько раз преодолевал 350-мильную трассу в Макграте. По сей день его лыжный рекорд 2002 года — 4 дня и 8 часов — остается в силе. Брат Аны был членом лыжной команды США. “Я окружена множеством любителей лыжного спорта”, — сказала она. “Это мое главное зимнее хобби. Но мне повезло, потому что моя семья всегда выбиралась на природу и каталась на велосипеде”.
В 2017 году Ана узнала о женской стипендии для велосипедистов и подала заявку на нее. Стипендию она не получила, но “чувствовала бесцельность и решила, что все равно поеду кататься по этому маршруту. Все были такими классными. Все были такими добрыми. После этого я подумал: ”Черт возьми, это круто — проехать по этой земле на велосипеде». Позже Ана возглавит программу Anchorage GRIT Лаэль Уилкокс (Girls Riding Into Tomorrow). Эта программа наставничества в области велоспорта для средней школы позволяет девочкам седьмого класса отправляться в велосипедные приключения. Лаэль переехала в Тусон, штат Аризона, и открыла там похожую программу. В 2023 году Ана, Лаэль и жена Лаэля Ру проехали 300-мильный участок трассы Идитарод через Аляскинский хребет в Макграт. “У нас были такие хорошие условия и мы действительно хорошо провели время”, — сказала Ана. ”И я решила, что хочу пройти весь путь до конца». Она ненадолго задумалась о том, чтобы покататься на лыжах в Макграте и попытаться побить рекорд своего отца 22-летней давности. Но привлекательность тысячемильного путешествия оказалась сильнее. “Я думала о том, чтобы принять участие в гонке”, — сказала она. “Я колебалась, потому что это так дорого стоит, отложила это и попала в список ожидания. Но я поняла, что в любом случае не могу позволить себе (гонку) — я просто сделаю это сама”.
По словам Аны, организовать логистику для самостоятельного путешествия было непросто, но ей очень помогли Курт Рефснайдер и его гид по велопробегу по тропе Идитарод. “Это была огромная помощь”, — сказала Ана. “Я выбрала четыре места для отправки своего «багажа». У меня уже была большая часть необходимого снаряжения. В Costco я скупила все закуски, которые показались мне привлекательными. Я использовала плиту с изобутаном, что, оглядываясь назад, возможно, было не лучшим выбором, но я придумала, как достать топливо.
Отправляясь в Сальса Муклук, Ана взяла с собой походный мешок и спальный мешок, рассчитанный на температуру до 40 градусов ниже нуля. Она сказала, что благодаря такому минималистичному оформлению ей было комфортно в поездке, потому что она находила возможность спать в хижинах-убежищах или деревенских школах в самые холодные ночи. “Я определенно нервничала из-за того, что спала на холоде”, — сказала она. “Но все прошло нормально”. Ана начала свое путешествие 24 февраля, за день до того, как сотня гонщиков должна была стартовать на Iditarod Trail Invitational. Она сказала, что дата ее старта была позже, чем она первоначально планировала — она не обязательно хотела оказаться в гуще гонки. Как оказалось, датой ее старта был также старт юниорской гонки на собачьих упряжках Iditarod, которая в основном проходит по первым 50 милям трассы Iditarod Trail. Она остановилась на ночь в отдаленном придорожном кафе под названием Yentna Station, но обнаружила, что оно до отказа забито младшими участниками Iditarod.
“Это было идеально, потому что выпал снег, и младшие участники Идитарод утрамбовали первый участок трассы”, — сказала она. “Но в маленьком придорожном кафе было так много народу. Они сказали мне, что для сна есть только откидное кресло, и я сказала: ”Я возьму его». После начала ITI Ана продолжила путь среди гонщиков. Она спала в своем походном мешке в лесистой местности вдали от переполненных контрольно-пропускных пунктов. Иногда она удивляла местных жителей, которые внимательно следили за гонкой и не видели ее имени. Иногда мимо нее проезжал гонщик, и Ане нравилось видеть знакомые лица на трассе.
“В основном было много времени в одиночестве”, — сказала она. Ана втянулась в ритм долгих дней на трассе. Хотя она путешествовала ради удовольствия, все же хотела, чтобы ее поездка также была сложной. Она хотела быть эффективной, чтобы сократить количество времени, которое она проводила вдали от дома. Ее прошлый опыт гонок на выносливость приучил преодолевать много миль при ограниченном сне. Эта стратегия привела к темпу, который соответствовал самым быстрым гонщикам в ITI. Проходя занесенный снегом участок трассы над рекой Юкон, она отстала от лидеров гонки ITI Мирона Гольфмана и Тайсона Флахарти. Мирону и Тайсону также пришлось проталкивать свои велосипеды сквозь снежную завесу. Она знала этих мужчин, которые оба являются уроженцами Аляски, и была благодарна за небольшую компанию. Это продолжалось несколько дней, прежде чем Ана решила, что не может “тусоваться с этими парнями вечно».
“Было круто видеть — они были собранными, как хорошо слаженные механизмы, работающие в связке. И я не могла позволить себе сбить ход этой работы».
Оставшись одна, она наслаждалась независимостью и уверенностью, которые привила ей одиночная поездка. Тем не менее, она боролась с одиночеством. Один из ее самых тяжелых дней наступил, когда она крутила педали через Калтаг-Волок в направлении Уналаклита, примерно через 700 миль после начала поездки. У нее было мало еды, а температура была “чертовски холодной”. Она чувствовала себя слишком усталой, чтобы продолжать, но не могла остановиться, рискуя остаться без еды. “Я подумала, что уже поздно, я совершенно разбитая, у меня нет еды, холодно … Возможно, я в плохом месте”, — сказала она. “Это было страшно”.
Еще одна проверочная точка на прочность характера наступила всего день спустя, когда она каталась на велосипеде по проливу Нортон в направлении Коюка. Она покинула деревню Шактулик, не осознавая, что это было началом перехода по морскому льду. Ничего не щелкало, пока она не миновала отдаленный домик-убежище и не выехала на белое пространство. Борясь с сильным встречным ветром, она изо всех сил пыталась прикрыть лицо. Из-за скопления конденсата молнии на трех ее куртках не застегнулись. “Это было так отвратительно”, — сказала она. “Жесткий ледяной щит. Я подумала, черт возьми, так много времени провожу в одиночестве. Где я? Что я делаю?” И все же, каждый раз, когда она приезжала в деревню, ее окружали теплом и добротой. Это оказалось ее любимой частью катания на Iditarod — встречаться по пути с разными людьми и завязывать новые знакомства.
“Когда я совершаю такого рода поездки и осматриваю части штата, мне нравится жить на Аляске еще больше”, — сказала она. “Я устанавливаю все эти связи с людьми, которые живут в деревнях. Я хочу оставаться на связи. Здесь сильное сообщество, много действительно сильных женщин, много спортсменов на выносливость, и мне нравится учиться у них”.
После Коюка Ана преодолела последние 200 миль вдоль побережья Берингова моря с большим отрывом. Несмотря на холмистый рельеф и продуваемую всеми ветрами местность, она завершила свой заезд всего через два дня, 14 марта. Ее финишное время составило 19 дней, 1 час и 8 минут — почти столько же, сколько она показала, выиграв Tour Divide в 2022 году. “А расстояние между турами примерно на 2000 миль длиннее”, — рассмеялась она. “Но это… это было самое трудное, что я когда-либо делала”.
Фото: Ана Джагер и Нельсон Браун
Текст: Джил Гомер