Первые шаги маунтинбайка в России
На фото Сборная олимпийская команда России, 1996 г. (Атланта, США). Слева направо: В. П. Никифоров, В. Н. Краснов, Н. Кибардина, Н. Пашкова, А. Епифанова, И. Калентьева
Парадоксально, но факт: развитие кросс-кантри началось не в горных районах России, как было в Америке, а в равнинной средней полосе, а именно – в Чувашской Республике, где мне, энтузиасту этого вида спорта, преподавателю Чувашского государственного университета, пришлось разрабатывать различные тренажеры, которые позволяли имитировать естественные условия гор. Если американцы изобретали велосипед, чтобы ездить по горам, то я изобретал «горы». И вот как все это происходило.
В 80-е гг., когда в Америке зарождался новый вид спорта маунтинбайк, я, работая в России тренером по велоспорту в специализации «шоссейной гонки», тренируя велогонщиц, искал пути для эффективной технической подготовки своих подопечных, чтобы они научились в совершенстве владеть велосипедом и в результате меньше падать как на тренировках, так и в гонках. Задача эта усложнялась тем, что, будучи преподавателем университета, я тренировал студенток, которые начинали заниматься велоспортом с 1-го курса. Эти одаренные в физическом отношении спортсменки справлялись с любыми тренировочными нагрузками, а то, что касалось технической подготовки, было для них проблемой. Гонщицы часто падали, получали травмы, и некоторые бросали заниматься велоспортом. Обучаться техническим приемам и совершенствоваться им было намного сложнее, чем гонщицам из других команд, которые начинали заниматься велосипедным спортом в раннем возрасте, когда техническая подготовка лучше осваивается. Поэтому во время тренировок, и особенно во время гонок, я всегда боялся, что кто-нибудь из учениц получит травму. Я понимал, что им необходима круглогодичная техническая подготовка, но из-за погодных условий осуществлять это было невозможно. Для этого надо было в осенне-весенний период выезжать на сборы в южные регионы России, что отрывало спортсменок от учебного процесса в университете, и проблематичным становилось сочетание учебы в университете с занятием спортом. Все это привело меня к мысли, что нужно создавать такие тренажеры, которые позволили бы проводить круглогодичную техническую подготовку. За сравнительно короткий срок я разработал оригинальные тренажеры для обучения спортивной технике и совершенствования в ней, а также велосипедные тренажеры, способствующие сопряженному решению задач технического и специального физического совершенствования (о созданных специализированных тренажерах я подробно расскажу в отдельной статье).
В конце 80-х всесоюзные соревнования и чемпионаты СССР среди женщин проводились на горных трассах Грузии, Армении. В первый раз выехали на всесоюзную многодневную гонку в Грузию, однако выступили там неудачно: мои воспитанницы неуверенно проходили скоростные виражи, боялись спусков и проигрывали лидерам при прохождении затяжных подъемов. К тому же из-за условий среднегорья заболевали так называемой горной болезнью. Эти проблемы привели к созданию горного тренажера, который позволял совершенствовать качества, необходимые гонщику в горах. На тренажере был установлен разработанный мною аппарат, позволяющий имитировать различные уровни среднегорья. Отработанные на тренажерах технические навыки спортсменки совершенствовали на сверхсложной трассе, которую мы проложили в заброшенном карьере. На следующий год на чемпионате СССР по многодневной гонке, проходившей в горных районах Грузии, воспитанница Надежда Пашкова, ненамного проиграв лидеру гонки, заняла второе место, а через некоторое время на чемпионате СССР, в гонке в гору, – первое место.
Затем воспитанницы начали участвовать в престижных многодневных гонках «Тур де Финестер» и «Тур де Франс», трассы которых проходили в горных районах Франции. На этих гонках было много падений, завалов из-за скоростных спусков, изобилующих множеством поворотов и скоростных виражей. Особенно много падений было во время дождя из-за скользкой трассы. В такие завалы попадала несколько раз моя сильнейшая гонщица и в результате проигрывала лидерам, а ее фраза «вот бы научиться прыгать на большой скорости через завалы, научиться ездить по скользкой горной трассе» привела к разработке тренажера для обучения и совершенствования техники прыжков на велосипеде как в высоту, так и в длину, и тренажера для обучения и совершенствования езды по скользкой неустойчивой трассе с юзом колес. И вновь отработанные на тренажерах навыки спортсменки совершенствовали на сверхсложной технической трассе, где надо было не только ехать, но и прыгать через различные препятствия и преодолевать неустойчивую часть трассы, на которой было очень сложно балансировать на велосипеде, чтобы не упасть во время ее преодоления. Эта так называемая техническая трасса, которая с появлением каждого нового тренажера усложнялась, была намного сложнее тех трасс велокросса, по которым соревновались в те годы мужчины-гонщики. Каждый раз, усложняя трассу, я думал, что, если гонщицы освоят ее, то никакой «Тур де Франс» не будет страшен. И действительно, техническое совершенствование на этой трассе позволило в дальнейшем успешно выступать на тяжелейших этапах гонки «Тур де Франс» и даже выигрывать горные этапы этой гонки.
Отрыв во время одного из горных этапов велогонки «Тур де Франс» возглавляет Н. Пашкова
На этой трассе, где я проводил гонки, участвовали только мои гонщицы, так как она была очень опасной. Прослышав про трассу, 2 ноября 1992 г. испробовать ее приехали в Чебоксары сильнейшие гонщицы из Самары и Тольятти. Они привезли с собой купленные за границей «секретные велосипеды», как они называли свои горные велосипеды, невиданные до сих пор в России. Эти горные велосипеды как раз подходили под техническую дистанцию, и все же гости проиграли хозяевам трассы, из-за того, что не успели прикататься к ней, так как гостили в Чебоксарах только три дня.
Впоследствии, в 1996 г., две участницы этих первых в России соревнований на горных велосипедах будут участницами Олимпийских игр по этому виду спорта в Атланте (США). Этими гонщицами были Алла Епифанова из Самары и Надежда Пашкова из Чебоксар. Выходит, сами того не подозревая, гонщицы из Чебоксар начали заниматься горным велосипедом еще в конце 80-х гг. А в начале 90-х гг. в России на вопрос, что такое маунтинбайк или кросс-кантри, даже специалисты велосипедного спорта не смогли бы что-либо ответить. Если бы вы пошли в магазин, где продавались велосипеды и попросили показать горный велосипед, вы ушли бы разочарованными.
Однако волна огромной популярности маунтинбайка в мире докатилась и до России. 26 февраля 1993 г. состоялась учредительная конференция, на которой была утверждена открытая комиссия союза велосипедистов России.
Первооткрыватели маунтинбайка в России: И. Калентьева, В. Краснов, И. Иванова, Н. Пашкова.
За очень короткий (меньше месяца) срок были созданы первые клубы маунтинбайка в Москве, Чебоксарах и Ижевске. Инициатором создания клуба в Москве был В. Никифоров, в Ижевске – Ю. Попов, в Чебоксарах – В. Григорьев.
31 октября 1993 г. в Москве на Крылатских холмах был проведен первый Чемпионат России по маунтинбайку в специализации «кросс-кантри», в котором приняли участие представители национальной команды Германии.
По иронии судьбы гонщицы из Чебоксар не были допущены к соревнованиям, так как имели только обычные велосипеды, предназначенные для велокросса. В результате первой чемпионкой России по маунтинбайку стала Татьяна Каверина из Липецка. Было обидно, ведь эту гонку могли выиграть чебоксарки. И они это доказали в следующем, 1994 г., когда в России было проведено четыре этапа Кубка России и Чемпионат России. В Кубках весь пьедестал заняли гонщицы из Чебоксар, а чемпионкой России также стала чувашская гонщица Ирина Иванова.
По результатам спортивного сезона были отобраны сильнейшие гонщики России для поездки на чемпионат мира в город Вейл Колорадо (США).
В Америку полетели чебоксарская гонщица Ирина Иванова, а также юниор из Чебоксар Евгений Белов, победитель первенства России и чемпион России Михаил Ситников из Ижевска. Только Ирине Ивановой удалось справиться со сложнейшей горной трассой чемпионата; она заняла 52-е место среди 186 участниц. Российские гонщики Михаил Ситников и Евгений Белов были вынуждены сойти с гонки из-за технических проблем своих велосипедов.
Скромный результат Ирины Ивановой первоначально разочаровал меня, так как было приложено много усилий для подготовки этой спортсменки, соответственно возлагались надежды на более успешное выступление. Но следует учесть, что Ирина Иванова, будучи долгое время в лидирующей группе гонщиц, после прокола шины колеса на третьем круге гонки была вынуждена потратить время на замену проколотой камеры, на которую ушло драгоценное время, и в результате финишировала 52-й. Буквально сразу после финиша я, не зная, что у гонщицы была техническая проблема на дистанции, в сердцах сказал ей: «Лучше бы ты сошла». Но тем не менее 52-е место Ирины Ивановой позволило России занять 18-е командное место, которое по регламенту Международной федерации по маунтинбайку давало право представлять Россию на квалификационном Чемпионате мира 1995 г. уже с тремя гонщицами. А если бы Ирина сошла с дистанции, то Россию на следующем чемпионате представляла бы только одна гонщица, которая не смогла бы набрать рейтинговых очков для участия страны в Олимпийских играх.
На ЧМ она тогда выступала, как и Калентьева, на титановых велосипедах «Hawk», которые предоставил немецкий спонсор Борис Айхлер.
а что касается «Сантакруз», все просто: это всего лишь наклейка, скрывающая не эстетичный вид рамы из-за повреждения первоначальной покраски. Кстати, именно на этом алюминиевом велосипеде на ЧЕ в 1995г. выступала Калентьева. Рама была явно ей не по размеру, но другой не было. Ей удалось тогда занять 8 место. После чего старший тренер Никифоров В.П. попросил Бориса Айхлера подарить Ирине раму её размера. И на ЧМ 1995г. она уже стартовала на новом титановом «Hawk».
На пресс-конференции, организованной после чемпионата мира, президент Международной федерации по маунтинбайку Марк Леней сказал «…что вот и Россия, пропустив четыре чемпионата мира, наконец, стала развивать этот прекрасный вид спорта». Затем добавил, что путь к совершенству в этом виде спорта тернист и уйдет много времени, когда и у России появятся, и он в это верит, сильные гонщики, способные бороться за высокие места в крупнейших международных гонках.
Однако уже на следующем чемпионате мира в Германии (г. Киртцаген) ему пришлось забрать свои слова обратно.
Чемпионат мира в Киртцагене был необычным, так как впервые на нем отбирались страны для участия в первых Олимпийских играх по этому виду спорта. Этот чемпионат не был похож ни на один предшествующий по остроте борьбы, и никто не мог предположить, что Россия попадет в число 12 стран, допущенных на Олимпийские игры, а всего за право участия в Олимпийских играх боролось 58 стран.
Участницы многодневной гонки
«Челенджер» (штат Юта, США, 1996 г.). Слева направо: члены сборной олимпийской команды России: В. Герасимова, А. Епифанова, Н. Пашкова. Участие в многодневной гонке было одним из важнейших этапов подготовки к Олимпийским играм в специализации «кросс-кантри»
Первыми на этом чемпионате стартовали юниорки. Ирина Калентьева из Чебоксар своей упорной борьбой за третье место с американкой вдохновила и показала женщинам, которые стартовали на следующий день, что вполне можно бороться с опытными сильнейшими гонщицами мира. Четвертое место Ирины Калентьевой очень помогло ее старшим подругам из Чебоксар Надежде Пашковой, Ирине Ивановой и москвичке Валентине Герасимовой завоевать для страны 12-е место, давшее возможность России участвовать в Олимпийских играх. На пресс-конференции, куда были приглашены представители стран, отобранных к предстоящим Олимпийским играм, президент Международного союза велосипедистов, поздравляя их, заявил, что он никак не ожидал, что Россия, которая делает первые шаги в развитии этого вида спорта, уже будет участницей Олимпийских игр, и добавил, что Россия так непредсказуема, что он никогда больше не будет делать какие-либо прогнозы насчет нее и что берет свои слова, сказанные им год назад в Америке, обратно.
Завтра Чемпионат мира (1995 г.), на котором решится, будет ли команда России участвовать на Олимпийских играх 1996 г. (г. Киртцаген, Германия). Слева направо: Ю. И. Афанасьев (спонсор), Н. Н. Пашкова, Ю. А. Краснов (спонсор), И. Н. Калентьева, В. Н. Краснов
Говоря, что Россия не скоро догонит остальные страны в подготовке гонщиков высокого класса, он, видимо, исходил из того, что на разработку и апробирование научно обоснованной методики подготовки гонщиков МТВ нужны специалисты, которых, по его мнению, в России не было, а для появления опытных тренеров в этом виде спорта нужно время.
Ну, конечно, откуда канадцу-президенту было знать, что где-то в глубинке России, в маленькой Чувашии, этим видом спорта, сами того не ведая, занимались девушки еще в конце 80-х гг. Они-то думали, что, обучаясь и совершенствуясь на тренажерах, а затем, гоняясь на сверхсложной технической трассе, готовятся к Олимпийским играм в шоссейных гонках. А судьба, оказывается, готовила их к Олимпийским играм по невиданным тогда велосипедным гонкам. И поэтому за невероятно короткий срок они заявили о себе в мире.
В 2007 году Ирина Калентьева стала первой россиянкой, которой удалось завоевать титул чемпионки мира в кросс-кантри
Экспериментируя и совершенствуя методику подготовки гонщиц на сверхсложных технических трассах, я, сам того не зная, в 1996 г. подготовил материал для диссертации, посвященной методике подготовки гонщиц в маунтинбайке и защитил ее в 1997 г. И не случайно на первых Олимпийских играх оказалась только женская сборная команда России.
Включение маунтинбайка в программу Олимпийских игр еще больше повысило популярность этого вида спорта не только за рубежом, но и в России. Вслед за Москвой, Чебоксарами, Ижевском во многих городах начали появляться клубы маунтинбайка, и в первую очередь в богатых велосипедными традициями городах: Самаре, Нижнем Новгороде, Тольятти, Санкт-Петербурге, Омске, Перми.
Автор: Владимир Краснов
Владимир Николаевич Краснов (род. 17 октября 1948 года, Комсомольское) — советский и российский тренер и преподаватель по маунтинбайку. Заслуженный тренер России (2004). Кандидат педагогических наук (1997).
- Мастер спорта СССР по велосипедному спорту (1968).
- Медаль «За трудовое отличие» (1986).
- Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской ССР (1990).
- Медаль «80 лет Госкомспорту России» (2003).
- Заслуженный тренер России (2004).
- Заслуженный тренер Чувашской республики (2007).
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010)[10].
- Медаль ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой».