Некоторые велодорожки не просто плохие, а вредные
Даже у самой скверной велодорожки найдутся защитники, которые скажут: “Лучше так, чем никак”. И зря: некоторые велодорожки не просто плохие, а вредные. Особенно это касается велодорожек на тротуарах, которые так любят делать наши чиновники.
Ноль пользы для велосипедистов
Велодорожка на тротуаре ничего не меняет для людей на велосипедах. Она просто легализует езду по тротуару. Но в России де факто это и так практикуется без ограничений. Мне не известно ни одного случая, когда кого-то оштрафовали за поездку на велосипеде по тротуару. Рисуя велосипедную разметку на тротуаре, чиновники могут показать заботу о велосипедистах в своих отчетах, но в реальности от их действий нет никакой пользы.
Формальный запрет ездить по проезжей части
Кое-что меняется для тех, кто любит ездить быстро и чувствует себя на проезжей части уверенно, ведь с появлением велодорожки велосипедисты обязаны будут ездить именно там, а поездка в потоке с машинами станет нарушением. Но опять же — никто за этим не следит, проблема возникнет только в случае ДТП. Скорее всего, все желающие продолжат передвигаться по проезжей части.
Неудобство для пешеходов
Зато для людей, которые ходят пешком, с появлением такой дорожки многое поменяется. Под нее порой откусывают половину тротуара, если не больше. Там, где вчера люди свободно передвигались туда-сюда, будет тесновато. А раздражения от присутствия на тротуаре велосипедов и самокатов от того, что их там легализовали, меньше не станет. Скорее, наоборот.
Больше конфликтов
Велодорожки на тротуарах не снимают конфликт велосипедистов с пешеходами, а делают его еще острее. Ведь люди на велосипедах и самокатах чувствуют себя в своем праве и раздражаются, когда пешеходы залезают на “их” территорию. А если велодорожка появляется на оживленной улице, где много ходят пешком. Если раньше пешеходов раздражали велосипедисты и водители самокатов, то теперь это раздражение взаимное.
Меньше желания ходить пешком
Угроза от велосипедов и самокатов на тротуаре сильно преувеличена, но помимо объективной безопасности существует субъективная и не стоит ее игнорировать. Людям некомфортно от такого соседства, они вынуждены быть все время начеку и боятся за своих малолетних детей. Это значит, что лишний раз ходить пешком по улице они не пойдут и при возможности выберут другой способ передвижения. В итоге вместо того, чтобы стимулировать активную мобильность, велодорожка на тротуаре будет отвращать от нее людей.
Вредный посыл
И тут пора наконец задать себе вопрос: а зачем вообще нужна эта велодорожка? Велоинфраструктура сигнализирует, что транспортные приоритеты городской администрации меняются, но только в том случае, если она находится на проезжей части. Такая велодорожка имеет и практическое значение — делает улицы безопасней для всех участников движения. Велодорожка на тротуаре никакой пользы для безопасности не несет, а ее символическое значение прямо противоположное: автомобиль — по-прежнему царь и бог наших улиц. А пока это так, никаких серьезных подвижек по части велотранспорта ждать не приходится.
Да, есть ситуации, когда велодорожка на тротуаре — это нормальное решение. «Альбом конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры» рекомендует делать их там, где проходит не больше сотни человек в час на метр ширины тротуара. Ни одна их улиц на иллюстрациях к этому материалу для этого не подходит.
Фото: Казан Урбанчы
Текст: Настя Ромашкевич