Ленобласть решили включить в сеть европейских веломаршрутов
Ленинградская область может стать первым российским регионом, где будет целенаправленно развиваться велосипедный туризм. В конце июля велосипедные трассы региона лично протестировали председатель Видземской ассоциации туризма Райтис Сийятс из Эстонии и член комитета Европейского парламента по транспорту и туризму Михаэль Крамер из Финляндии. Ленобласть предполагается присоединить к сети европейских велосипедных маршрутов «ЕвроВело», который проходит вдоль Балтийского моря.
Эксперты Европарламента оценят возможности включения дорог Ленинградской области в общеевропейский велосипедный маршрут. Об этом сообщила пресс-служба областного правительства.
Эксперты-велосипедисты отмечают, что для гостей из Европы здесь все в новинку. Раньше они предпочитали огибать Ленинградскую область, добираясь паромом из Таллина в Хельсинки. Но сегодня организаторы веломаршрута, встретив поддержку региональных властей, решили включить Ленобласть в свой маршрут.
Один из возможных велосипедных путей из Нарвы в Петербург будет проходить через Ивангород, Большую Ижору и Петергоф.
Сиятс и Крамер отметили большой потенциал этого маршрута. По их мнению, в Петергофе можно делать остановку на целый день, чтобы оценить местные достопримечательности.
Очень интересен, по их мнению, отрезок пути от Зеленогорска до Санкт-Петербурга, который проходит вдоль берега Финского залива. По словам петербургских велосипедистов, востребованным с коммерческой точки зрения может стать маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга.
— Специальных исследований мы не проводили, но у нас нет сомнений, что велосипедистам из Европы понравится новый маршрут, — подчеркнул Крамер. — Даже сейчас, когда официально разработанных маршрутов здесь пока нет, я встретил по дороге из Выборга семью самостоятельных велотуристов из Германии с тремя детьми. Это говорит о том, что велосипедисты из Европы сами хотят проехать по Ленинградской области, где множество исторических достопримечательностей. Готовый и продуманный до мелочей маршрут их вдохновит. Наша задача — сформировать предложение, а спрос на него появится сам собой.
В Европе преимущества велосипедных путешествий оценили уже давно.
Например, в Германии протяженность маршрутов для прогулок на велосипеде составляет более 75 тысяч километров.
В Нидерландах велотуризм активно поддерживается на государственном уровне. Сегодня здесь наибольшее количество пунктов проката велосипедов, кемпингов, велостоянок и дорожек для велосипедистов. Дороги для велосипедистов часто есть там, где еще не успели проложить обычные трассы для автомобилей. Например, их прокладывают по устаревшим железным дорогам, дамбам и берегам рек.
В США уже к 1985 году имелось около 135 тысяч километров велосипедных дорожек.
В Советском Союзе велосипед не пользовался большим вниманием государства. Вплоть до 90-х годов прошлого века советская промышленность выпускала преимущественно велосипеды дорожного типа, конструкция которых недалеко ушла от велосипедов конца XIX — начала XX веков. Судя по всему, одна из причин этого заключалась в дешевизне горючего и отсутствии автомобильных пробок. Свою роль, безусловно, сыграли невысокое качество покрытия на многих городских улицах и загородных дорогах и недостаточная ширина проезжей части на автотрассах.
Сегодня в России цены на энергоносители выросли в разы, автомобильными пробками уже никого не удивишь, а в продаже имеются велосипеды на любой вкус.
Тем не менее, велотуризм в России по-прежнему развит слабо. Сегодня российские велоэнтузиасты сталкиваются с практически полным отсутствием законодательной базы.
Строительство инфраструктуры для велотуристов должно вестись по определенным стандартам, которые еще предстоит выработать. Маршрут, проходящий по автомобильной трассе, должен быть промаркирован. Словом, нужен системный подход, но подобного опыта в РФ сегодня очень мало.
Еще одна проблема в том, что в России почти отсутствуют велосипедные стоянки. В отличие от автомобиля велосипед нельзя оставить на улице у места работы или вблизи магазина. При этом в зарубежных странах, в Китае и Японии существует множество велосипедных стоянок. В одном только Токио их общая вместимость превышает 2 миллиона велосипедов.
Еще одно перспективное направление коммерческого велотуризма — экстремальные маршруты, которыми славится Мурманская область. Здесь любители двухколесных машин имеют возможности преодолевать горы, проехать по безлесной тундре, путешествовать по старым военным дорогам в районах сражений времен Великой Отечественной войны.
К минусам таких маршрутов можно отнести суровый климат Заполярья и короткий велосипедный сезон, хотя среди любителей веломаршрутов не так много людей, боящихся холода. Кстати, красоту природы Заполярья оценили очень многие туристы из Петербурга, которые регулярно приезжают в Заполярье для участия в велопоходах разной протяженности и сложности.
Но велодорожек в Мурманской области нет. В скором времени первые велодорожки должны появиться в Мурманске, в городском парке культуры и отдыха, где сейчас строится набережная. Как сообщил глава администрации Мурманска Андрей Сысоев, первый этап работ завершат осенью.
У экспертов не вызывает сомнений, что можно создать для велосипедистов мотив ездить по оборудованным маршрутам. Это принесет значительный экономический эффект: по подсчетам европейских специалистов, велотурист тратит в дороге примерно втрое больше денег, чем автотурист. Поток велосипедистов — это спектр востребованных услуг: им нужны гостиницы, кафе, передвижные веломастерские, продажа разнообразного снаряжения.
Илья Гуревич, председатель правления клуба «ВелоПитер»:
— Много лет назад мы предложили идею развития велотуризма на одной из конференций Общественной палаты. Мы не остановились на докладе, а проехали по маршруту Питер — Москва, доехали до эстонской границы и по этим маршрутам сделали путеводители, которые сейчас можно найти в Интернете. Но при этом нужно отметить: бизнес не будет заниматься строительством инфраструктуры для велосипедистов. Это должно делать государство. И тогда на оборудованные маршруты придет бизнес. Недавно я написал письмо в минтранс РФ о том, чтобы создать рабочую группу по разработке концепции национальной велосипедной сети в России, чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.