Гонщица команды Felt- Блаза Клеменчич о Чемпионате в Крылатском
В Москве прошёл Чемпионат Европы по маунтинбайку.
Гонщица команды
Felt-
Блаза Клеменчич рассказала о своих впечатлениях о прошедшей гонке, о велосипеде и методах подготовки.
Блаза,
расскажите о себе, как попали в велоспорт, почему именно велосипед, а не что-то
другое:
Я с детства активно занималась скалолазанием,
выступала на соревнованиях. На велосипеде же я каталась в
качестве развлечения и о карьере в велоспорте особо не задумывалась. Однако, в
какой-то момент стало ясно, что необходимо переключаться со скалолазания на
что-то ещё: к тому моменту я занималась скалолазанием более 8 лет, однако серьезных
перспектив видно не было, так что я переключилась на маунтинбайк, и, как мне
кажется, не прогадала (смеется). С 1998 года я начала выступать на чемпионатах,
сначала на национальном уровне, потом на мировом. Сейчас я четвертая в рейтинге
UCI среди женщин.
Как вам
прошедшая гонка, можете ли Вы сравнить московскую трассу с другими трассами,
как Вам погода?
Знаете, на самом деле, ехать на финал в Москву мы
решили буквально в последний момент, ведь Чемпионат Европы проходит не под
эгидой UCI, к тому же Москва расположена достаточно далеко от основных мест
проведения европейских стартов.
В Европе мы бы просто сели в наш командный
автобус и всей командой поехали бы на соревнования, ни в чем себя не
ограничивая. Здесь же нам пришлось воспользоваться самолетом, а как вы знаете,
правила перевозки накладывают свои ограничения, в том числе и на вес багажа.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить официального представителя Felt в России,
оказавшего нам огромную помощь как в поездках и размещении, так и со спорт
инвентарем.
Что касается трассы, то все карты участникам спутала погода. Посуху
это очень интересная скоростная трасса, не такая технически сложная, как это
делают в Европе, но это, наверное, и к лучшему. Прошедший же дождь сделал многие
места на трассе просто не проезжаемыми, приходилось много бегать, а бегать я не
люблю (смеется). Удивило большое количество полиции на трассе, полиции было
больше, чем болельщиков, очень озадачило наличие на трассе битого стекла.
Довольны
ли вы своим результатом? Какой был расчет?
Я рассчитывала на сухую трассу, в случае хорошей
погоды мне бы удалось побороться за первое место, однако, как я уже сказала,
погода внесла свои коррективы. Кроме того, как и многие гонщицы, я испытала
проблемы с тормозами: в какой-то момент я осталась без заднего тормоза. Как
выяснилось после гонки, поршень вышел из калипера, не возвращался обратно на
своё место и тер о тормозной диск, то есть где-то треть дистанции я ехала
«с утяжелением» — заднее колесо просто не крутилось.
Главными моими
соперницами были Сабина Шпитц и Ирина Калентьева, занявшие 3-е и 9-е места. Я же, в итоге, заняла 10-е
место.
Расскажите
о своём велосипеде, что в нём можно было бы улучшить?
Я гоняюсь на карбоновом хардтейле
Felt
Six
c
оборудованием
Shimano
XTR
и вилкой
DT
Swiss
. Раньше я выступала за команды
Scott
и
Specialized
, и, сравнивая велосипед
Felt
c
велосипедами этих брендов, могу точно сказать, что он, как минимум не
хуже. Мне нравится его высокая прочность: рамы приходят в негодность только при
жестких падениях: например, в прошлом сезоне, я сломала всего 2 рамы. Если вы
спросите у представителей других команд, как часто их спортсмены ломают свои
рамы, уверена, цифры будут совершенно иными. Велосипед к тому же очень жесткий,
единственное что хотелось бы — это чтобы он был ещё легче.
В будущем году
Felt
планирует использовать в байках для МТБ технологии производства
карбона, применяемые в настоящий момент в их шоссейных велосипедах, что
позволит, как инженеры надеются, снизить вес рамы почти на 200 грамм — это
очень существенно. Вы знаете, у меня два одинаковых велосипеда, один —
тренировочный, другой — только для гонок, так когда наш механик получает
оборудование от поставщиков — нам приходит, например, 10 одинаковых вилсетов —
то он взвешивает каждое колесо и самые легкие из них отбирает для гоночного
велосипеда, а более тяжелые ставит на тренировочный байк.
Порою, совершенно
одинаковые колёса из одной партии имеют вес, различающийся более чем на 10
грамм — почему бы не использовать эту разницу это в гонке?
Как вы
взаимодействуете с поставщиками вашего оборудования?
Мы являемся продолжением тестового цикла для
наших поставщиков: сначала новую деталь тестируют гонщики при заводе, и уже
потом их передают нам. Мы подвергаем детали таким нагрузкам, которых обычный
человек не достигнет никогда — и если деталь выдержала и не сломалась,
например, подо мной, то можно быть уверенным, что она не сломается под обычным
человеком, любителем. И, естественно, производители используют это: наш механик
в случае какой-либо поломки ничего не чинит самостоятельно, а отправляет
сломанную деталь, как она есть, производителю, который дальше сам решает, какие
конструктивные изменения необходимо внести, чтобы в будущем такого не
повторилось. Например, наш поставщик резины — Континенталь — требует даже в
случае прокола или пореза отправлять им камеру и покрышку: сами мы ничего не
клеим. Аналогично всё происходит и с поставщиком рам — компанией
Felt
: в случае проблем мы отсылаем деталь назад на завод, где инженеры уже
решают, что с ней делать.
Вижу, у
вас спереди установлен двойник, не тяжело было ехать по московской трассе, всё
время вверх?
Да действительно, иногда мне не хватало
передаточного соотношения, но, насколько мне известно, все женщины сталкиваются
с такими проблемами, двойник все же лучше подходит для мужчин, у них больше
сил. Раньше я ездила на двойнике Sram, там маленькая звезда была меньше, чем
таковая в системе Shimano, но всё равно в некоторых местах, бывало, хотелось ещё
меньшую звезду спереди. Тройник же мы не ставим из-за большого лишнего веса,
что прийдётся в таком случае возить на себе. К тому же на системе с двумя
звездам гораздо реже возникают проблемы с переключением и закусываниями цепи.
Расскажите,
на каких ещё велосипедах Вы ездите?
У меня есть ещё карбоновый двухподвес
Felt
Edict
и
карбоновый найнер-хардтейл
Felt
Nine
. Двухподвес я использую для марафонов и сложных трасс, в которых
прменение подвеса оправдано. Найнер я пока использую только для тренировок, мы
ждём, когда нам предоставят для него достаточно легкие колёса и покрышки. Лично
я предпочитаю им всем хардтейл на колесе в 26 дюймов. Если же меня спрашивают,
или, что чаще, у нашего менеджера спрашивают, какой велосипед выбрать — подвес
или хардтейл — мы советуем подвес, тем более, если человек катается в своё
удовольствие.
Как
часто Вы тренируетесь, сколько в год Вы проезжаете, сколько времени Вы проводите
на шоссе? Какой ваш пульс на гонках? Как Вы отдыхаете?
Я тренируюсь практически каждый день, иногда по
два раза в день. Мы не ведём счет на километры, я тренируюсь ориентируясь на
свой пульс, на измеритель мощности. У меня нет цели проехать как можно больше,
важнее проехать меньше, но с большей эффективностью, так что я не знаю, сколько
я проехала за прошлый сезон.
Тренировки на шоссе занимают около 20% времени
всего тренировочного процесса, также в
план включена езда за машиной или мотоциклом в «воздушном мешке», на скорости,
что позволяет тренировать силу.
Также для тренировки силы я езжу в горку на
«тяжелой» передаче, но в целом тренировки на шоссе хороши лишь в начале сезона,
гораздо важнее тренировать именно те качества, которые важные в кросс-кантри — а
это означает езду по пересеченной местности.
Мы тренируемся в основном в
Словении, но на зиму уезжаем в более теплые места — например этой зимой мы
ездили на Канары, по снегу я не езжу. Мой пульс в расслабленном состоянии, с
утра, если я отдохнула — примерно 40 ударов в минуту. Максимальный мой пульс —
189, в гонке в Москве я достигла значения в 174 удара в минуту. Мой любимый вид
отдыха — это прийти домой и ничего не делать (смеется).
Я очень много времени
провожу вне дома в разъездах, так что для меня просто побыть вместе с родными
уже отдых.
Какие Ваши планы на будущее?
Сейчас я улетаю на Чемпионат в Канаде и, потом, в
США.
Ну а главной моей целью, как и для многих других гонщиков, являются
Олимпийские Игры в Лондоне этим летом. Надеюсь, мне удастся показать отличный
результат.
Блаза,
спасибо Вам за интервью, удачи в будущих стартах!
Спасибо вам за тёплый приём!
Беседовал Пичугин Дмитрий.