Условия психологической подготовки спортсмена к максимальному спортивному результату



Актуальные отрезки спортивной деятельности



Спортивная деятельность представляет собой сложную систему, в которой и

субъектом, и объектом воздействия является сам спортсмен.

Основным признаком спортивной деятельности является

соревнование.

Внутренним контуром системы «спортивная
деятельность» является личность и организм спортсмена, внешним —
воздействия спортивных упражнений, соперника, тренера.




Системообразующим фактором, вокруг которого происходит группировка всех компонентов системы «спортивная деятельность», является

максимальный спортивный результат.

Спортивная деятельность в зависимости от функциональных задач, решаемых спортсменом, делится на шесть

актуальных отрезков: обучение, тренировка, восстановление, подготовка к соревнованию, соревнование, послесоревнование.




Актуальные отрезки спортивной деятельности (АСД) имеют каждый свой специфический

предмет деятельности, который «производит» спортсмен на данном отрезке спортивной деятельности.

Например на отрезке

«Обучение» предметом является

двигательный навык, которому спортсмен обучается, а на отрезке

«Тренировка» предметом уже становится

уровень развития этого навыка.


  • На отрезке

    «Восстановление» предметом является

    уровень нервно-психической энергии, который необходимо накопить.

  • На отрезке

    «Подготовка к соревнованию» предметом деятельности спортсмена становится

    уровень готовности всех систем организма.

  • А вот на отрезке

    «Соревнование» предметом деятельности является не спортивный результат, как можно было бы сразу предположить, а

    уровень мобилизации резервов, которые спортсмен старается проявить в ходе соревнования

    задолго до достижения им собственно результата.

  • Практика показывает, а исследования психологов это
    подтверждают, что фиксация внимания на возможном результате резко
    ухудшает качество соревновательных действий. И наоборот — при
    концентрации внимания на признаках боевого состояния, на качестве
    движений спортсмен добивается высоких результатов как бы

    незаметно для себя, легко и неожиданно.

  • На отрезке

    «Послесоревнование» предметом становится сам

    спортивный результат, где происходит его

    осознание, принятие и формирование мотивации к дальнейшей тренировочной и соревновательной деятельности (табл. 1).

Выполняя ту или иную актуальную деятельность,
спортсмен лучше с ней справится, если будет находиться в том психическом
состоянии, которое способствует проявлению всех его качеств для
достижения цели отрезка деятельности. Это состояние, закрепившись
рефлекторно, возникает каждый раз, когда необходимо показать
максимальный результат, специфичный для конкретного актуаль
ного отрезка спортивной деятельности, и постепенно становится привычным —

профессионально-важным состоянием (ПВС).

Таблица 1.

Функциональная структура актуальных отрезков спортивной деятельности (АОСД).


Искусство тренера заключается в умении установить
содержание отрезка (т. е. выделить актуальную задачу — что делаем:
обучаем, тренируем, восстанавливаем или готовим? и т. д.) и в умении
ввести спортсмена психолого-педагогическими средствами и методами в
наиболее эффективное для этого отрезка психическое состояние.

И тогда в сознании спортсмена возникнет целостный
образ спортивного действия, состоящий и из движений, и из психического
состояния, сопутствующего этому движению.

Достижение

максимального спортивного результата обусловлено непременным наличием трех условий, каждое из которых имеет психологическое содержание:

1) биопсихические свойства личности;

2) готовность к максимальной мобилизации волевых усилий;

3) способность к психической саморегуляции.

Эти условия представляют собой блоки
психологических свойств личности, знание функциональной природы которых
позволяет находить слабые звенья в системе

самоконтроля и саморегуляции спортсмена (рис. 1).

Анализ соревновательной деятельности спортсменов
высокой квалификации в различных видах спорта показал, что наличие у них
высокой специальной подготовленности наряду с недостаточной готовностью
к максимальным волевым усилиям в условиях жесткого противоборства
приводит к поражениям. Но и высокая готовность к волевым усилиям не
гарантирует успешного выступления в соревнованиях, особенно высокого
ранга.

Практика показывает, что многие спортсмены могут
заставить себя работать с предельными усилиями, могут максимально
выложиться, настроиться на борьбу в максимальных режимах. И все же этого
оказывается недостаточно, если спортсмен не владеет психической
саморегуляцией и не может удержать свое состояние и двигательные
действия в оптимальных параметрах.

Известно, что высокий спортивный результат
показывается при оптимальном уровне психического возбуждения. Как
высокий уровень, так и низкий приводят 
к искажению представления
об идеальной структуре двигательного действия и реальной обстановке на
соревнованиях и, как следствие, к снижению результата.

alt

Рисунок 1.

Функциональная структура актуальных отрезков спортивной деятельности (АОСД).

Поэтому необходимо четко представлять механизм достижения максимального спортивного результата:

готовность к максимальным волевым усилиям мобилизует все функциональные резервы, обеспечивает точностные характеристики деятельности;

способность к саморегуляции позволяет
удерживать состояние мобилизации в заданных параметрах как
эмоциональных, так и двигательных характеристик, которые представляют
собой сбалансированную систему, функционирующую ради одной цели —

достижения максимального спортивного результата.



Модель личности спортсмена высокого класса

Анализ психологических свойств личности позволил
определить структуру названных выше трех психологических блоков и
построить психологическую модель спортсмена высокого класса. Она
достаточно сложна, но часть рассматриваемых свойств личности наиболее
значимо влияет на стабильность спортивного результата.

Блок

биопсихических свойств личности включает в себя качества, имеющие биологическую природу, являющиеся врожденными.

Это прежде всего

свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность, которые
обеспечивают наиболее стабильные реакции личности на воздействие
факторов внешней и внутренней среды. Выносливость ЦНС, быстрая
переключаемость, уравновешенность нервных процессов — эти проявления
свойств нервной системы предопределяют не только стиль поведения
спортсмена в соревнованиях, но и играют решающую роль в выборе вида
спорта или спортивной специализации.

Сочетание свойств НС в определенной комбинации определяет

тип темперамента, присущий тому или иному спортсмену:


  • — сангвиник: сила, подвижность, уравновешенность;

  • — холерик: сила, подвижность, неуравновешенность;

  • — флегматик: сила, инертность, уравновешенность;

  • — меланхолик: слабость, инертность (подвижность), неуравновешенность.


Наиболее универсальным типом темперамента в
спортивной деятельности является сангвиник, способный легко
приспосабливаться к любым видам спорта и к любым экстремальным
ситуациям.

Холерик быстрее проявит себя в скоростных видах
спорта и видах спорта с высокой степенью коммуникативности между
спортсменами. Флегматик будет вне конкуренции в видах, требующих
педантичности, настойчивости, устойчивости. Но небходимо помнить, что
флегматик очень плохо переучивается в случае имеющихся технических и
тактических ошибок.

Существенное влияние на достижение максимального спортивного результата оказывают свойства реакций спортсмена. Например,

быстрота реакций является фактором, необходимым для всех видов спорта, а в тех, что связаны со спринтом, — это обязательный параметр.

Точность реакций — фактор, обеспечивающий стабильность и надежность двигательных действий во всех сложно технических видах спорта.

Ведущее значение в

блоке максимальной мобилизации волевых усилий имеет стержневое звено личности —

мотивы и потребности.

Они всецело зависят от мировоззрения, убеждений
спортсмена (любовь к труду, патриотизм, самоотверженность, устойчивость
моральных принципов, общественная активность).

От убеждений спортсмена зависят

мотивы и потребности в спортивной деятельности, преобладающие у него:

потребность
в достижении успеха или потребность в общении, потребность в борьбе или
самосовершенствовании, а может быть, потребность в материальном
поощрении.

Чем выше общественная значимость потребностей
спортсмена, чем выше у него чувство долга перед Родиной, перед
товарищами по спорту, тем выше готовность к волевой мобилизации.

Среди психологических свойств личности наибольший
вклад в готовность к максимальной мобилизации вносит такое свойство
личности, как

психическая активность (импульсивность). Сущность
активности заключается в тенденции личности к эффективному освоению и
преобразованию внешней действительности, что на психомоторном уровне
выражается в более высокой готовности выполнять напряженную работу,
испытывая от этого сильное и стабильное удовольствие.

Этот компонент личности отражает смелость,
дерзость, азартность, склонность к риску, невосприимчивость к
«превратностям судьбы», агрессивность в борьбе.

И, напротив, при низкой активности мы наблюдаем
застенчивость, робость, боязливость, уход от конфликтов и прямого
соперничества, избегание социальной ответственности перед группой,
избегание неприятной информации (например, о плохой технике, о низкой
функциональной готовности).

Другим значимым фактором является

лидерство (чувство соперничества). Оно
отражает сильное стремление быть первым, стремление подчинять,
отстаивать свою точку зрения. Это свойство личности обязательно
присутствует в структуре личности выдающихся спортсменов. В первую
очередь, у представителей индивидуальных видов спорта или у одного из
членов команды, экипажа и т. д.

Появление, например, в экипаже у гребцов второго
лидера, как правило, снижает его эффективность, причем наиболее часто
после первых неудач. Объясняется это тем, что при осознании ошибок в
деятельности загребного всем экипажем происходит невольная
переориентация на второго лидера. Он, получив психологическое
подкрепление, начинает проявлять свою активность, обнаруживаются
противоречия в требованиях.

Наличие черт лидерства даже в тяжелых условиях
побуждает спортсмена проявлять волевые усилия, если кто-то из партнеров
по тренировке или соперников выполняет предложенную работу лучше.


  • Большое влияние на готовность к максимальной мобилизации оказывает

    волевой самоконтроль. Это
    способность к сильному контролю своих эмоций и поведения. Значимость
    этого свойства трудно переоценить, так как благодаря сильному
    самоконтролю в поведении спортсмена преобладает сознательный компонент,
    подавляющий инстинктивное желание отдохнуть, расслабиться, уйти от боли.

Отмечено, что волевой самоконтроль начинает играть решающую роль в особо опасных, напряженных или неопределенных ситуациях.

Неожиданные срывы и неудачи в крупнейших
соревнованиях после серии успешных стартов наблюдались у спортсменов с
очень низким самоконтролем. Их поведение отражало ситуацию, когда
спортсмен не мог сознательно подавить страх, не теряя, однако,
способности воспринимать происходящее.

Опрос спортсменов показал, что из сознания (по
механизму психологической защиты) вытесняется только сам момент
совершения ошибки, как неприятный спортсмену, в связи с чем строится
оправдательная версия, исключающая личную вину.

Недостаточный волевой самоконтроль — основа и низкой работоспособности в напряженных тренировках.


  • Готовность к максимальной мобилизации волевых усилий выше при

    устойчивости к физическому дискомфорту. Это
    свойство суммарно отражает пониженную восприимчивость жизненных,
    бытовых, организационных неудобств, способность строить свое поведение
    на реалистической основе.

Исследование больших групп спортсменов показало,
что этот фактор значительно слабее у женщин и связан с теми элементами в
психическом состоянии, которые отражают снижение настроения, желания
работать.


  • В структуре

    третьего психологического блока (способность к психической саморегуляции) наряду с таким свойством, как волевой самоконтроль, основополагающую роль играет

    эмоциональная уравновешенность. Она
    отражает спокойствие, устойчивость настроения, собранность,
    невосприимчивость к длительным стрессовым ситуациям и постоянно
    действующим раздражителям.

Спортсмен, эмоционально уравновешенный, не
пресыщается однообразными тренировками, не капризничает, если не
удовлетворен организацией тренировочного процесса и, самое главное, в
состоянии справиться с раздражением, с повысившимся возбуждением.

Неуравновешенный спортсмен превращается в
своеобразного «борца за справедливость», в центре внимания которого
стоит он сам и его недовольство происходящим.

Часто это процесс скрытый, и когда происходит
аффективная вспышка, выглядит она неожиданной. Такому спортсмену грозит
быстрое истощение нервно-психической энергии и, как следствие, снижение
результатов в период наиболее напряженных стартов.


  • Заметную роль в способности к саморегуляции играет

    оптимальная тревожность. Спортсмен
    с высокой тревожностью склонен драматизировать любую ситуацию, у него
    часто плохое настроение, любые неполадки приводят к пессимистическим
    прогнозам. В трудных ситуациях спортсмен занимает пассивную позицию в
    саморегуляции, отсутствуют активные, преодолевающие элементы.


В то же время очень низкая тревожность — это
безмятежность, самоуверенность, излишняя расслабленность в опасных
ситуациях, когда спортсмена застают врасплох любые неожиданные мелочи.

Наблюдение за спортсменами показало, что при

низкой общительности (инт-роверсии) саморегуляция выше и стабильней.

Интроверт при восприятии ситуации опирается на свои внешние впечатления от нее, он видит то, что чувствует.

При

высокой общительности (экстраверсия) спортсмены
бывали не способны сознательно управлять своим поведением. Экстраверт
видит то, что видит, воспринимает только действительные свойства
ситуации в данный момент и постоянно нуждается в подкреплении через
неуправляемое общение. Ситуация осложняется, если рядом оказываются еще
1-2 общительных спортсмена.

Названные факторы заметно сказываются на
способности к саморегуляции, но их влияние еще более усиливается и
делается стабильным, если достаточно выражена

устойчивость в ситуациях повышенной ответственности. Этот
фактор личности определяет ее решительность и способность быстро
принять решение в угрожающей ситуации. Причем не только принять решение,
но и осуществить его, даже если оно неверное.

В этом случае можно проанализировать ошибку и
исправить ее. Хуже, если спортсмен занимает выжидательную позицию и,
пассивно наблюдая за исходом событий, затем не может объяснить причину
неудачи.



Особенности личности представителей некоторых видов спорта



Различия в психологических свойствах и качествах у претендентов на олимпийские медали в горизонтальных прыжках

Горизонтальные прыжки предъявляют к атлетам ряд
жестких требований к профессиональным навыкам. Во-первых, необходимо
быть спринтером. Во-вторых, обладать мощной взрывной силой. В-третьих,
обладать способностью соединить две двигательные установки — на скорость
и на взрывную силу — в одно сложное действие с обязательным точным
попаданием на планку отталкивания. В-четвертых, обладать высоким уровнем
психической саморегуляции, необходи
мой для превращения начальной
концентрации «на точность» в нужный момент в мощную мобилизацию «на
взрыв скорости и силы». Эти требования выполняет лишь часть
соревнующихся атлетов.

Обследованы восемь атлетов элитного уровня,
занимающих в мировом рейтинге побед места со 2 по 8 (2 чел.) и 20-25 (5
чел.) в прыжках тройных и в длину, но имеющие личные результаты на
уровне 2-10 мест.

Были использованы 16 PF Cattell, тест мотивов
спортивной деятельности, тест психологических защит, тест Люшера, тесты
психомоторного контроля и тест саморегуляции. Сравнивались особенности
психики надежных атлетов, реализовавших свой уровень подготовленности в
победах на чемпионате Европы и олимпийских играх, и атлетов, не
достигших личного результата.

Прежде всего надежные элитные спортсмены отличались
умеренным общим уровнем мотивации достижения, в котором доминировала
потребность в достижении, высоким уровнем смелости (Н+) с наличием
способности к ее реализации (F+), более высокой агрессивностью, тягой к
риску, но с хорошим самоконтролем (Q3+), склонность к доминированию,
мятежности (Е+), независимости в группе (Q2+).

alt

Рисунок 2.

Свойства личности спортсменов различного уровня мастерства.



Надежные атлеты отличались:


  • более высоким
    интеллектом (В+)

  • богатым воображением (М+), что характеризует их
    творческий потенциал

  • Они не были упрямыми (L+)

  • были рациональными и
    жесткими



Доминирующей чертой были:


  • общая эмоциональная устойчивость (С+)

  • устойчивость к стрессу — адекватность, невозмутимость
  • удовлетворенность (F3+)
  • хорошая психическая саморегуляция


Психомоторный контроль выражался в

  • высокой скорости и
  • точности реакций
  • в
    более высоком чувстве темпа, усилия и пространственной координации
    (рис. 2).



Доминирующими психологическими защитами чаще всего
являются


  • «проекция»

  • «рационализация»




У ненадежных атлетов чаще доминировали защиты «компенсация» и «вытеснение».





Индекс
общей адаптированности к условиям жизнедеятельности и индекс готовности
к сотрудничеству и изменениям
у надежных атлетов приближается к
максимальным значениям.




Результаты психодиагностики характеризуют надежных
атлетов как последовательных, сознательно стремящихся к изменениям для
достижения высокого уровня подготовленности и сохранения кондиций для
реализации в соревнованиях и существенно отличаются

от результатов
атлетов, не достигших в главных соревнованиях личных результатов,
несмотря на более хорошие физические данные.






Психологические особенности лидера команды

Почти каждое научное исследование проблем лидерства
или групповых процессов в спортивной команде начинается с констатации
факта, что спортивная команда — это разновидность малой социальной
группы и ей присущи все закономерные процессы, изучаемые социальной
психологией. И, прежде всего, указывается на возникающие противоречия в
формальной, официальной структуре лидерства и неформальной, между
тренером и лидером команды, которые ведут к нарушению нормальных функций
лидера и к потере управления командой.

При этом всегда подчеркивается, что уровень
спортивных результатов постоянно высок, что ресурсы биологического и
технического порядка близки к исчерпанию и одним из путей поиска
резервов является использование психических резервов. В командных видах
это социально-психологические резервы, в которых исследуются не столько
личностные, скрытые возможности, сколько групповые, коллективные
феномены.


Феноменом номер один здесь является лидерство
(Волков, Коломейцев, Костикова, Румянцева, Родионов, Топышев, Кретти,
Мартенс, Уайнберг и др.). Исследования психологии лидера позволили
установить следующее:

  1. Устойчивого набора характеристик лидера не
    существует, но преуспевающий лидер чаще отличается наличием следующих
    качеств: ум, настойчивость, эм-патия, внутренняя мотивация, гибкость,
    амбициозность, уверенность, оптимизм.


  2. Существуют лидеры в сфере взаимодействия (деловой лидер) и в сфере взаимоотношений (эмоциональный лидер).


  3. Максимум и минимум ожиданий и требований тренеров к качествам реально
    действующих лидеров является неадекватным, не отвечает здравому смыслу.


  4. В структуре лидерства команды происходит смешение официальных и
    неформальных ролей, когда у представителей официальной структуры есть
    права, а у представителей неформальной — только обязанности.

Практика изучения и управления
социально-психологическими процессами в спортивных командах показывает,
что главная проблема нормального функционирования лидера в команде — это
понимание тренером простой, казалось бы, вещи: лидер команды — это кто:
тренер или игрок?

Если лидер — игрок, то тренер должен дать ему проявить себя как лидеру в игре и вокруг игры, в жизни команды.

Если лидер — тренер, то он должен выбирать нишу для
удовлетворения своих лидерских амбиций, но помнить: выйти на площадку и
сыграть за команду он уже никогда не сможет. Он может делать две вещи:
учить и создавать условия для проявления таланта игроков. Кроме того,
практика функционирования успешных тренеров элитного уровня показывает:
они умеют воспитывать и выдвигать лидеров. Умеют реально оценивать
индивидуальные качества игроков, выдвигаемых командой на роль лидера, не
вступая с ним в конфронтацию.

В то же время практика демонстрирует ошеломляющие примеры обратного рода.

— На протяжении шести лет футбольный московский
«Спартак» под руководством О. И. Романцева становился чемпионом России и
все это время О. И. Романцев вел войну по уничтожению лидеров
«Спартака». За это время из команды были изгнаны С. Горлукович, В.
Шмаров, В. Кульков, Н. Писарев, И. Цымбаларь, А. Тихонов.

Последовательно в опале побывали С. Юран, Е. Титов, В. Бесчастных.

— Молодой талантливый баскетболист Б. стремительно
выдвигался на роль лидера команды, но только до той злополучной
тренировки, в которой решил принять участие в двусторонней игре тренер
команды, в прошлом звезда отечественного баскетбола. Юное дарование
«неуважительно» полностью блокировало своего наставника, чего тот
перенести не смог Полугодичная травля закончилась уходом талантливого
игрока в другой клуб.

Причина этого противоречия в оценке важности роли
лидера и реально существующей методики работы с ним, на наш взгляд,
кроется, с одной стороны, в недостаточном изучении
социально-психологических процессов в современных спортивных командах
разного уровня с обязательным разделением сборных и клубных команд. А с
другой, в отсутствии возможности применить методику включенного
наблюдения за динамикой групповых процессов и развития личности лидера в
команде достаточно длительное время.



О необходимости такого рода наблюдений говорят
результаты проведенного нами исследования индивидуально-психологических
особенностей личности лидеров трех юношеских и четырех команд девушек
сборных команд России по баскетболу.

Задачей исследования было обнаружение
закономерностей сходства и различия в определенных свойствах психики
лидеров различных команд методом психодиагностического среза в период
подготовки к главному соревнованию сезона.

Использовались: социометрия для определения
структуры лидерства, 16-ти факторный тест Кеттела для анализа свойств
личности, тесты исследования свойств внимания, дозированная кистевая
динамометрия чувства усилия, тест понимания намерений партнера. В
результате исследования получены следующие основные результаты:



1. Семь лидеров юношеских команд в
индивидуально-психологических свойствах характера первого порядка не
имели сходств более чем в 1-2 факторах. Сходства в 3-4 факторах
наблюдались при сравнении по гендерным признакам:

— у девушек были


  • повышены открытость

  • беспечность

  • консерватизм

  • агрессивность

— у юношей повышены:


  • консерватизм

  • самоконтроль


и понижена


  • исполнительность.



2. При сравнении четырех
индивидуально-психологических свойств характера второго порядка
(полученных факторным суммированием шестнадцати свойств первого порядка)
лидеры-юноши имели сходство по факторам :


  • стрессоустойчивость

  • и частично
    по независимость


Лидеры-девушки имели сходство по трем факторам из
четырех:


  • общительность

  • стрессоустойчивость

  • независимость

3. При сравнении индивидуальных особенностей в
спортивно-значимых свойствах психических процессов все лидеры (юноши и
девушки) имели близкие значения (высокие, очень высокие) по свойствам:
объем внимания, устойчивость внимания, чувство усилия в кисти,
психологическая проницательность (понимание намерений). Последние два
имели одинаковые средние значения.



Таким образом, полученные результаты подтверждают
обе точки зрения на
психологические особенности лидеров: с одной
стороны, все лидеры очень не похожи по характерологическим признакам, с
другой — имеют близкую и одинаковую выраженность спортивно-значимых
свойств психики.

Наблюдения за высококвалифицированными спортсменами выявили тесную связь между успешностью в соревновательной деятельности и

стабильным психическим состоянием на протяжении всей подготовки к главным соревнованиям. Чем чаще и чем больше было отклонение от

зоны оптимального реагирования, тем менее успешно они выступали в соревнованиях.



Психические состояния в спортивной деятельности

Приспосабливаясь к особенностям спортивной
деятельности, переходя с одного уровня функционального состояния
организма на другой, спортсмен определенным образом отражает
происходящие изменения в виде переживания отношения к результатам
выполняемой деятельности.

Если психика есть система взаимосвязанных друг с
другом психических компонентов, то психическое состояние — это
специфическое, характерное для определенного

актуального отрезка деятельности соотношение
и взаимодействие этих компонентов на определенный период времени. Оно
выступает как временно возникшая функциональная система, направленная на
достижение определенного результата.

Психическое состояние — это всегда «конкретная деятельность» с конкретной целью.

Таким образом,

психическое состояние — это
переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам
актуального отрезка деятельности.




Понятие о функциональном состоянии организма

Спортивная деятельность сопровождается ответной
реакцией психических и физиологических функций организма спортсмена,
которая отражает, во-первых, процесс его адаптации к реальному или
ожидаемому воздействию тренировочной или соревновательной нагрузки,
факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, во-вторых,
характеризует процессы восстановления после этих воздействий.

Конкретно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.