Эволюция по Байквину
Однажды
Ричард Кэннингем, главный редактор американского журнала Mountain Bike
Action, заметил, что при всей своей многоликости, практически все
подвески — суть одно и то же, и состоят из одних и тех же элементов. По
большому счету, границу провести можно лишь между однорычажными
конструкциями со свингармом Гирвина (Типичные представители —
Cannondale, Haro) и многорычажками.
Где-то на границе между ними
сидят маргинальные конструкции типа URT и немного родственная с этой
схемой кинематика двухподвесов Maveric, в которых реализована идея с
качающейся свечой-амортизатором, как в автомобильных подвесках
McPherson. Собственно, \»маргинальный\» — и есть \»пограничный\».
В
этом выпуске я познакомлю вас с наиболее яркими представителями
\»бестиария уродцев\», эдакой кунсткамеры велосипедной инженерии. Однако
сразу замечу, что это не означает, что эти уродцы неработоспособны. Они
вполне сносно работают, на многих из них даже побеждают. Основа же
основ эдакой \»мутации\» — стремление производителя выпендриться,
представить свою собственную \»фирменную\» технологию. Часто это
намерение подкрепляется патентными трудностями, когда \»привычную всем\»
схему уже давно запатентовал конкурент, а лицензия на ее использование
дороговата.
Но для начала разберем устройство простейшей
четырехрычажной одношарнирки на примере Rocky Mountain Slayer образца
аж 2003 года. Это чистейшей воды faux-bar, состоящий из следующих
элементов:
Как
видите, все абсолютно прозрачно. Колесо установлено в дропаутах
свингарма (swingarm — спаренный рычаг, иногда используют название
chainstay — дословно \»перья цепи\», а проще говоря — нижние перья) и
качается вокруг четко обозначенной точки — основного шарнира.
Траектория центра колеса — фрагмент геометрически правильной
окружности. К свингарму через шарнир дропаута (также именуется
chainstay pivot — шарнир нижних перьев) прикрепляются подседельные или
верхние перья. По-английски их обозначают seatstay, типа \»подседельные
перья\». Они через коромысло (иначе — рокерный рычаг, рокер) передают
усилие на шток амортизатора.
———————————————————————————
Теперь
посмотрим, как Rocky Mountain извратил схему своего детища в моделе
Flatline. Подвеска этого велосипеда, как и в моделях Slayer последних
годов, носит название L3R. Аббревиатуру приводить не буду, ибо это
чистейшей воды маркетинговая ерунда.
Здесь
свингарм потолстел и визуально заменил вообще весь задний треугольник.
Верхние же перья наоборот скукожились до маленького рычажка, и только
коромысло, передающее усилие на амортизатор, осталось примерно тех же
размеров. Вся эта хренотень спроектирована так, чтобы характер работы
подвески был более-менее прогрессивным в конце хода и линейным — в
начале. Так обеспечивается хорошая чувствительность на мелочи при
большом запасе энергоемкости подвески.
Вот эта же подвеска в своем крайнем положении:
Графики и прочие теории приводить не буду. Поверьте, на бумаге там все нормально.
———————————————————————————
Следующий
пример замечательной мутации нам демонстрирует фирма Mongoose
(по-русски звучит \»Мангуст\», да-да, тот самый которого звали
Рики-Тики-Тави). Ее подвеска называется FreeDrive, видимо, эхо от
I-Drive \»старшего брата\» — компании GT. Сейчас обе фирмы входят в
концерн Dorel, который недавно проглотил и Cannondale… ну да это уже
другая история.
Типичный представитель FreeDrive выглядит вот так:
Ужас, правда?
На самом деле все необычайно-чайно-чайно просто. Это всего лишь
перевернутая вверх ногами faux-bar. Посмотрите, свингарм по-прежнему
крепится к раме, но теперь уже не в нижней точке, а в верхней. От
свингарма идут \»верхние\» перья (пишу в кавычках, потому что они никакие
не верхние), также усохшие до мизерных размеров, как и в Rocky Mountain
L3R. А они подсоединены к огромадному коромыслу-рокеру, внутри которого
уютно расположилась каретка. В динамике это выглядит примерно так:
Несложно
увидеть, что в этой подвеске по мере ее хода смещается относительно
рамы и каретка. \»Ой, да это ж фигня полная!\» — воскликните вы и будете
не совсем правы.
Выше я уже отметил, что FreeDrive имеет некое фонетическое родство с
подвеской I-Drive. Так вот, родство не только фонетическое, но и
конструкционное. Теперь я приведу ту же самую схему, что и выше, но уже
с привязкой обоих колес к теоретической земной поверхности. И вот что
мы получим:
Никакого
ухода каркетки назад. Рама — да, завалилась (простоты ради я не стал
\»включать\» переднюю подвеску). Но каретка осталась на месте, так как
она крепится к противоположному концу огроменного коромысла и ее
горизонтальное смещение за счет отклонения нижнего конца коромысла
составляет менее 8 мм. Это когда подвеска сработала \»до железки\», на
весь свой 8-дюймовый ход.
Продолжение следует…