Велотуризм

XX Общесибирский Первомайский велопробег
29 апреля — 1 мая 2023 г.

Для юбилейного двадцатого ВелоПервомая разработан новый, почти не езженный маршрут. Жестких спецучастков в этом году не будет, мероприятие больше направлено на отдых, общение с товарищами и новые знакомства с единомышленниками.

Маршрут: Алтайское — пер.Баранчинский — Куяган — Булатово — Новая Жизнь — Туманово — Солонешное — Лютаево — Солоновка.

Протяженность: 182 км.

Набор высоты: 2150 м.

3 ходовых дня, старт из Алтайского утром 29 апреля, финиш в Солоновке после обеда 1 ма

История Общесибирского Первомайского велопробега началась в 2003 году, когда трое сибирских байкеров — Аскольд Волков из Новосибирска и супруги Александр и Юлия Одивановы из Томска — отправились на майских праздниках по маршруту Новосибирск — Томск по левому берегу Оби.

В следующем, 2004 году количество участников выросло до десяти, в том числе к велопробегу присоединились двое участников из Красноярска. В последующие годы география городов постоянно расширялась, а число участников неизменно росло, достигнув первого максимума в 2009 году — 319 человек. Маршрут пробега стал меняться каждый год, ограничиваясь, однако, территориями Кемеровской и Томской областей и асфальтовыми дорогами.

Требования к участникам:

  • Физическая (велосипедная) подготовка: общий пробег с начала 2023 года не менее 300 км, дневной — не менее 80 км.
  • Наличие исправного велосипеда, способного выдержать маршрут, и индивидуального снаряжения (см. информацию ниже).
  • Наличие группового снаряжения (палатка, котелок, топор, пила, лопата) приветствуется, но не обязательно.
  • Согласие с приведенными ниже правилами.
  • И самое главное — желание ехать.

Велопробег проходит в пожароопасный сезон, на стоянках много прошлогодней сухой травы. В мае 2010 года на стоянке велофестиваля в Хакасии из-за неправильно разведенного костра произошел крупный пожар, уничтоживший много снаряжения участников, несколько человек получили ожоги.

Во избежание подобных происшествий, необходимо соблюдать предельную осторожность при разведении костров. Все без исключения костры должны быть окопаны и располагаться в безопасных местах! Перед отъездом со стоянки тщательно затушить все костры!

Запрещается разводить костры в отсутствие источников воды поблизости (например, на вершинах перевалов).

Руководителям городов назначить ответственных за пожарную безопасность и контролировать исполнение. Давайте учиться на чужих ошибках, пока не наделали своих.

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ВЕЛОПРОБЕГЕ

Участие в велопробеге означает согласие со следующими правилами:

  • Участники ознакомлены с приведенными на официальном сайте условиями проведения велопробега и списком необходимого снаряжения.
  • Участники обязуются провести техническую подготовку своего велосипеда к мероприятию и гарантируют его исправность при выходе на маршрут.
  • Участники предупреждены о необходимости физической подготовки к велопробегу и обязуются набрать рекомендуемый километраж.
  • Участники обязуются соблюдать порядок движения, ПДД и указания организаторов. Обо всех травмах и происшествиях своевременно сообщать организаторам.
  • В случае причинения вреда другим участникам из-за несоблюдения вышеперечисленных правил, виновный компенсирует причиненный вред самостоятельно.
  • Участники сами несут ответственность за свою жизнь и здоровье. В случае схода с маршрута эвакуация осуществляется участником самостоятельно и за свой счет.
  • Участники, страдающие хроническими и специфическими заболеваниями, обязаны иметь при себе необходимый запас соответствующих лекарств на время велопробега + 2 суток.
  • Организаторы не несут ответственности за погодные условия и другие форс-мажорные обстоятельства во время проведения велопробега. Претензии по таким случаям не принимаются.
  • В случае отказа участника от поездки, сданные деньги возвращаются только в том случае, если они остались после оплаты всех организационных расходов.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

29 апреля в 9:00 — общее построение и торжественное открытие велопробега.

Место общего сбора в селе Алтайское: будет определено позднее.

На место необходимо прибыть заранее, чтобы ко времени построения успеть собрать велы, распределить снарягу и продукты, упаковать рюкзаки и позавтракать.

9:30 — Старт велопробега.

Остановки на обед, отдых или перекус в течение дня разрешаются в любое время по желанию участников. Вечерние стоянки общие для всех городов, в полевых условиях, ночевки в палатках. Организаторами будет подготовлена культурная программа.

Большая просьба на стоянках и привалах не мусорить, весь мусор собирать и сжигать либо увозить с собой. Даже если мусор биоразлагаемый (например, шкурки от бананов или апельсинов), не бросайте их где попало, а закопайте или спрячьте под камень, чтобы это не валялось на виду.

Подъем во 2-й и 3-й дни пробега — в 7:00, затем завтрак. В 10:00 построение, краткая информация от организаторов и старт.
Отбой — по желанию.

1 мая в 16:00 — Финиш и официальное закрытие велопробега в селе Солоновка. Далее разъезд по домам.Место финиша в Солоновке:будет определено позднее.

Примечание: везде указано местное время Алтайского края (МСК +4).

ПОДГОТОВКА ВЕЛОСИПЕДА

Специальных требований к типу велосипеда, диаметру колес или количеству скоростей не предъявляется. Главное, чтобы вы смогли проехать на этой технике предстоящий маршрут. Однако, призываем трезво оценивать как свои возможности, так и возможности своей техники. В последние годы велопробег проходит в горной местности, для которой лучше всего подходит горный велосипед. Не рекомендуется ехать в серьезные горы, тем более с грузом, на дешевом велосипеде типа «ашанбайк», т.к. он не рассчитан на такое использование и в любой момент может вас подвести. И хорошо, если это произойдет без последствий для вашего здоровья.

Если заднее колесо вашего велосипеда собрано на втулке с трещоткой (7 и меньше звезд), будьте осторожны: из-за особенностей этой конструкции и низкого качества стали, при силовом педалировании часто ломается ось втулки. Такие случаи на велопробеге происходят регулярно. Лучше всего заменить такую втулку на нормальную втулку с кассетой (8 и более звезд).

Перед выездом необходимо провести техобслуживание байка, проверить и смазать все узлы, при необходимости заменить изношенные части, настроить тормоза и переключатели.

Велосипед должен быть исправен!

Особое внимание следует уделить проверке и настройке тормозов — они вам пригодятся на спусках с перевалов. Если тормозные колодки стерты, их нужно заменить.

С собой нужно взять:

  • смазку для цепи
  • набор шестигранников
  • запасную камеру
  • насос
  • велоаптечку для заклейки камер
  • ключ для откручивания педалей (чаще всего рожковый ключ на 15 или шестигранник на 6 или 8)
  • несколько спиц подходящей длины — на заднее колесо (необязательно, но рекомендуется)
  • запасной петух (необязательно, но рекомендуется)

Рекомендуем также установить крылья: переднее — чтобы содержимое луж не летело в морду лица, заднее — в товарища, едущего следом за вами.

ПИТАНИЕ НА МАРШРУТЕ

Каждый город-участник организует свою группу (или несколько групп) по питанию и назначает своих ответственных за это — завхозов, поваров и т.д. Еда готовится на кострах.

Кроме основного питания (завтраки, обеды и ужины) также рекомендуется взять с собой перекусы (шоколад, орехи, изюм, сухофрукты и т.д.), которые можно разложить по карманам и подкрепляться на ходу или во время остановок. Не пренебрегайте перекусами, голодный байкер едет плохо!

Народная мудрость гласит: «Байкер ест часто, но помногу» :))

ЧТО БРАТЬ

Вот примерный список индивидуального снаряжения (не путать с групповым!), которое пригодится вам на велопробеге:

  • Спальник (желательно с температурой комфорта около 0оС)
  • Туристический коврик (пенка)
  • Ездовая одежда и обувь с учетом возможных дождей, т.е. непромокаемые куртки и штаны. На ботинки можно надеть бахилы, обычные п/э пакеты или просто замотать пищевой пленкой). Нижним слоем рекомендуется надевать термобелье
  • Сменный комплект нижнего белья на случай, если основной комплект промок
  • Теплая одежда на стоянки и для сна
  • КЛМН (кружка-ложка-миска-нож)
  • Средства от клещей
  • Средства личной гигиены
  • Ремнабор для байка (см. раздел «Подготовка велосипеда» выше)
  • Налобный фонарик (желательно)
  • Фото-видеоаппаратура по желанию
  • GPS-навигатор (у кого есть) или телефон с загруженным треком маршрута и точками стоянок
  • Обеды и перекусы (а если в группе от вашего города нет централизованного питания, то также завтраки и ужины)

Погода в горах бывает очень переменчива и непредсказуема. Нужно быть готовым (морально и физически) как к дождю с градом, снегом и сильным (иногда очень сильным) ветром, так и к палящему солнцу. Ночью регулярно бывают заморозки.

Часто на маршрутах велопробега присутствуют броды. Для прохождения бродов рекомендуется открытая обувь типа сандалий, которые должны надежно фиксироваться на ноге, чтобы их не смыло течением. Прохождение бродов босиком не рекомендуется во избежание травмирования о камни на дне. Вода в горных реках очень холодная, здесь вас выручат неопреновые носки. Очень полезно, чтобы велорюкзак имел лямки для переноски на спине, а велосипед был приспособлен для переноски на плече, это облегчит задачу.

Особое внимание следует уделить защите от клещей!

Лучше всего сделать прививку от энцефалита. Если сделать ее вы уже не успеваете, то хотя бы возьмите с собой репеллент (например, зеленый «Рефтамид»), йодантипирин и застрахуйтесь. И самое главное — регулярно осматривайтесь.

Как и везде, с собой на всякий случай лучше иметь некоторый запас денег.

В группе от каждого города должен быть медик с запасом наиболее ходовых препаратов и перевязочных материалов. Участники, страдающие какими-либо хроническими или специфическими заболеваниями, должны сами позаботиться о соответствующих лекарствах!

Помимо личного снаряжения, каждый участник везет также часть общественного (группового) — это палатки, котелки, топоры, пилы и продукты. Каждый город организует свою группу, внутри которой решает все вопросы по общественной снаряге, расселению по палаткам и питанию.

Как везти весь этот груз?

Существуют такие варианты:

  • Велорюкзак типа «штаны» на багажник (желательно с лямками для переноски на спине). Для условий велопробега это самый удобный вариант. Приобрести такой рюкзак со склада в Новосибирске можно, например, здесь.
  • Заплечный (пешеходный) рюкзак. Этот вариант менее удобен, т.к. создает повышенную нагрузку на спину и попу, поднимает центр тяжести и ограничивает свободу движений. Здесь всё индивидуально — кому-то нормально, а кто-то вообще не сможет так ехать. Поэтому, если вы собираетесь ехать с заплечником, обязательно попробуйте прокатиться с ним заранее.
  • Различные гибридные варианты, например часть груза на простеньком багажнике или в большой подрамной/нарульной велосумке, остальная в небольшом заплечном рюкзаке.
  • Набирающий популярность формат «байкпакинга», когда весь груз равномерно распределен по раме велосипеда в небольших сумках, при этом берется минимальный набор снаряжения. Этот вариант больше подходит для опытных путешественников, новичкам мы такое не рекомендуем.

На рюкзак желательно иметь штормовой чехол на случай дождей либо уложить содержимое рюкзака в гермомешки или прочные полиэтиленовые пакеты, чтобы оно осталось сухим.

РАДИОСВЯЗЬ НА МАРШРУТЕ

Общий канал велопробега — PMR 05, частота 446,05625 МГц.

Резервный канал — LPD 12 (для 69-канальных радиостанций) или LPD 5 (для 8-канальных), частота 433,350 МГц.

Во время движения у всех ответственных лиц (руководитель, доктор, замыкающий, труповозка) будут рации мощностью 5 Вт, обеспечивающие дальность связи до 7-12 км (в зависимости от условий местности). Участникам, имеющим рации, рекомендуется прослушивать данный канал, чтобы быть в курсе оперативной информации, и при необходимости — для содействия в передаче сообщений по цепочке, когда дальности связи недостаточно.

Внимание! На общем канале ведутся только переговоры, относящиеся к движению группы, сообщается оперативная информация, делаются сообщения о происшествиях. Все личные переговоры — между участниками маленьких групп, кто о чем думает, кто сходил покакать и т.д. — следует вести на другой частоте, чтобы не засорять эфир. Многие радиостанции можно настроить на прием двух каналов одновременно.

Некоторые позывные:
Замыкающий — «Хвост»
Машина сопровождения (труповозка) — «Труповоз»
Медик — «Дохтур»
Руководитель — «Тегозавр»

Правила поведения в эфире

  • Чтобы сделать передачу, надо нажать на кнопку PTT и говорить при нажатой кнопке, после чего её отпустить. Не надо начинать и завершать передачу одновременно с нажатием кнопки, следует подождать 1 секунду, чтобы часть сообщения не терялась. Нажимаем — 1 секунда — делаем передачу — 1 секунда — отпускаем PTT.
  • Делая передачу, надо называть свой позывной и позывной того, кого хотите вызвать. Сообщать только важную или запрошенную информацию в максимально короткой (но понятной!) форме. Говорим без спешки, ровным голосом, без лишних эмоций, информативно и по делу. Конец передачи надо завершать словом «приём», на что правильным ответом будет «принято», если информация прошла чисто. Если нет — повторяем.
  • В ответ на какой-либо вопрос не нужно начинать отвечать сразу, сбиваясь, мыча, и пытаясь на ходу дать ответ. Надо сначала прокрутить правильный ответ у себя в голове и только потом выходить в эфир. Не знаешь ответа — молчи, жди пока даст другой, если не дают — так и скажи, что информацией не обладаешь. Приоритетным правом на ответ обладает вызываемый человек (если вопрос адресный) либо руководитель.
  • Обязательно следить за своей кнопкой PTT: у некоторых моделей кнопка имеет обыкновение западать, в результате чего эфир наполняется ужасающим шипением, что лишает всех участников связи на этом канале до выявления и устранения вредителя.

К нарушителям будут применяться меры!

Есть вопросы? Есть ответы!

Присоединяйтесь!