ВелотуризмМаршруты Москвы

Велодорога Москва — Санкт-Петербург будет бесплатной (Вело-1)

Из Москвы в Питер на велосипеде. Фантастически звучит, не так ли? А между тем это совсем недалекая реальность. В Подмосковье открыли пилотный участок самого протяженного в стране веломаршрута длиной 1059 километров.

Первые 20 километров комфортной велосипедной дорожки проложены на западном берегу канала имени Москвы в Дмитровском округе области. Велотрассу ни с чем не перепутаешь, ее светлое покрытие выполнено из экологичного материала — гранитного отсева. Это самостоятельная дорога шириной три метра, проходит она вдали от автомагистралей и снабжена понятными указателями. В первый же день маршрут опробовали 1250 человек во главе с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым. «Мы видим огромный запрос от жителей на создание веломаршрутов, буквально в каждом городе Подмосковья велосипеды и самокаты уже стали нормой жизни», — отметил Андрей Воробьев.

Пилотные 20 километров велосипедной дороги, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург открыл в воскресенье, 12 сентября, в Дмитровском округе Подмосковья губернатор Андрей Воробьев.

Вместе с губернатором по новенькой пилотной дороге прокатился Роман Абрамович. Созданием и развитием маршрута занимается автономная некоммерческая организация «Вело1», учредителем которой выступил Абрамович. А еще обновить велопуть позвали любителей и профессионалов двухколесных прогулок. «Отличная трасса! Безопасно ездить можно в любую погоду, покрытие такое, что вся влага сразу впитывается», — оценил мастер спорта СССР по велоспорту Павел Тюнькин.


От идеи до воплощения «пилота» прошло меньше года. В «Вело1» собрали команду из 12 добровольцев разной степени подготовки и отправили ее по всему предполагаемому маршруту. По пути веловолонтеры обращали внимание на живописные места, достопримечательности, удобство сопутствующей инфраструктуры и состояние дорог. Дополнительно было проведено еще несколько коротких заездов по 2-3 дня для выяснения возможных альтернатив трассировки. Еще «на берегу» инвесторы обозначили: проект некоммерческий, на всем протяжении трасса для велосипедистов будет бесплатной. «С помощью велосипеда мы хотим объединить в единую туристическую сеть шесть субъектов страны, наш проект может стать первым шагом в развитии национальной сети велодорог», — рассказал «РГ» гендиректор АНО «Вело1» Андрей Городилов. По его словам, целевая аудитория этой трассы может составить 6 миллионов человек, а более 300 населенных пунктов, стоящих на ее пути, получат импульс для развития малого и среднего бизнеса.

Пока работы идут только в Подмосковье, по территории которого будет проложено 137 километров большого пути, но в ближайшее время строительство начнется и в других регионах. Полностью завершить проект инвесторы рассчитывают в 2027 году.

Велопуть будет начинаться от столичной набережной Яузы и двигаться в сторону МКАД. В Подмосковье маршрут пройдет вдоль Канала имени Москвы по Мытищам, Пушкину, Яхроме, Дмитрову и Дубне. В Тверской области пересечет Волгу, города Тверь, Торжок и Осташков, пройдет вдоль озера Селигер. В Новгородской области дорога заглянет в Великий Новгород, Старую Руссу и окрестности озера Ильмень и потянется дальше, до ленинградской Гатчины и Павловска в Санкт-Петербурге.

Вблизи от маршрута находятся больше 400 культурных, природных, исторических и гастрономических достопримечательностей. Можно, к примеру, увидеть Дмитровский кремль, полюбоваться просторами Волги, изучить Морозовские казармы в Твери, усадьбу Знаменское-Раек, церковные ансамбли и монастыри Торжка, отдохнуть на Селигере или озере Ильмень, заехать в усадьбу Никольское-Черенчицы, Нило-Столобенскую пустынь, посмотреть Новгородский детинец, побывать в Гатчинском, Павловском и Екатерининском дворцах.

Это будет самая длинная велодорога в стране протяженностью 1059 километров, 140 из них пройдут по территории Подмосковья. Двадцать километров в Дмитрове уже проложены, к концу года сдадут участок в 56 километров, которые соединят Яхрому, Дмитров и Дубну. А в 2022-2023 годах в состав велодороги войдет еще один участок — от Дубны до Мытищ.

— В обычный день всегда хватает хлопот — чистая вода, стройка, расселение аварийного жилья, инфраструктура, дороги, развязки, школы, детские сады. А сегодня — воскресенье и многие отдыхают. Мы видим огромный запрос на веломаршруты, буквально в каждом нашем городе велосипеды и самокаты уже стали нормой жизни, — сказал Андрей Воробьев.

Он поблагодарил инвесторов, которые включились в этот масштабный проект. С помощью инвесторов в Московской области в течение ближайших четырех лет появятся еще три крупных веломаршрута. Один из них свяжет три парка в Одинцовском округе — Мещерский, Малевича и Лазутиной. Другой соединит Истру, Рузу, Одинцово и Красногорск. А уже в следующем году можно будет проехать от одинцовского поселения Полушкино до парка «Патриот».

На большей части маршрута для велосипедистов либо обособят часть дороги общего пользования, либо вообще построят отдельную велодорогу. На природных территориях и территориях со сложным рельефом будет применяться покрытие из гранитного отсева, а также деревянные настилы на сваях. Но есть и участки, где велосипедистам придется двигаться в общем потоке — в основном на сельских дорогах с низкой скоростью и интенсивностью трафика.

Еще «на берегу» инвесторы обозначили: проект некоммерческий, на всем протяжении трасса для велосипедистов будет бесплатной 

Через каждые 10-15 километров пути установят комфорт-станции — беседки, где можно отдохнуть и перекусить. Через каждые 20-40 километров планируется открыть пункты питания и оборудовать стойки для самостоятельного ремонта велосипедов. Будет и навигация, и Wi-Fi-споты для тех, кто и крутя педали не мыслит себя без интернета.

Как говорят в компании «Вело1», неподготовленный человек преодолеет трассу примерно за 16 дней. В том, что желающих прокатиться от Москвы до Питера будет много, инвесторы не сомневаются. Велосипеды нынче в почете, на открытие первого участка в Дмитрове пришел даже велолюбитель с протезом вместо ноги. И добросовестно проехал большую часть пути.

Telegram канал VelomaniaWW

UPD

21 сентября 2021 года

Открыт первый участок выделенной велосипедной трассы от Москвы до Санкт-Петербурга — перегон протяженностью 21 километр от Яхромы до причала Ударная.

Трасса проходит вдоль канала им. Москвы. Как рассказал «РГ» замгендиректора автономной некоммерческой организации (АНО) «Вело 1», занимающейся созданием и эксплуатацией маршрута, в ноябре должен быть готов следующий отрезок, от причала Ударная до Дубны, а откроют его, видимо, весной. Вся же трасса стоимостью порядка 20 миллиардов рублей может быть запущена через пять лет.
Запуск будет происходить, по всей видимости, по частям. Например, открытие участка от Мытищ до Яхромы пока что запланировано на 2022-2023 годы. Здесь многое зависит от того, как быстро будет согласовано выделение земель под велодорожку. Например, трасса от Яхромы до Дубны проходит по земле канала им. Москвы, с которым заключили соглашение о сервитуте (ограниченном пользовании). На открытии трассы Яхрома — Ударная, где присутствовали губернатор Московской области Андрей Воробьев и главный инициатор и спонсор проекта глава компании Millhouse Роман Абрамович, было подписано соглашение о сотрудничестве с Московской областью. В настоящее время идут переговоры с руководством Тверской и Новгородской областей. Кстати, Воробьев отметил, что скоро, по крайней мере в Московской области, могут появиться и другие веломаршруты. Например, уже обсуждается создание трассы Одинцово — Руза через Звенигород.

Протяженность веломаршрута от границ Москвы до границ Санкт-Петербурга — более 1 тысячи километров. Он начнется в Мытищах, пройдет через Тверь, Вышний Волочек, мимо озера Селигер, через Старую Руссу, Пушкин. По всей трассе поставят указатели на близлежащие достопримечательности и с расстояниями до населенных пунктов на маршруте.

Около 80 процентов трассы, согласно плану, будут составлять обособленные велодорожки. На оставшихся 20 процентах маршрут пройдет рядом с автодорогами, но будет отделен от них защитным буфером. Весь путь между двумя столицами в среднем займет 16 дней. Разработчики особенно подчеркивают, что проезд по всему маршруту будет бесплатным, платить надо только за проживание, питание и другие туристические услуги.

Протяженность веломаршрута — более тысячи километров

Примерно каждые 60-90 километров недалеко от веломаршрута будет отель или хостел. Кроме того, предусмотрены площадки для кемпингов и даже модные глэмпинги — шатры для полноценного отдыха. Также вдоль трассы, рассказала «РГ» гендиректор Strelka CA и директор проектов «КБ Стрелка» Дарья Парамонова, запланированы ремонтные станции для велосипедов, укрытия от дождя с навесом и каждые 10-15 километров — места отдыха. По словам руководителя проекта АНО «Вело 1» Алексея Ткаченко, ремонтные станции предполагается сделать «антивандальными», например, закрепив тросами ключи для ремонта.

Теперь о самой трассе. Она проходит по равнинной местности, поэтому больших перепадов высот не ожидается, то есть дорожка доступна для людей с самой разной физической подготовкой. Как показывает мировой опыт, для многих велодорожек делают специальные карты, где показаны перепады высот на всем протяжении маршрута. Например, такая карта есть для южнокорейской велотрассы от Сеула до Пусана. Будем надеяться, что трасса Москва — Санкт-Петербург тоже получит такую карту.

Вдоль трассы размещено множествосовременных указателей. Фото: Константин Волков

Большая часть дорожки будет покрыта утрамбованным гравийным отсевом — мелкой каменной крошкой. На некоторых участках положат асфальт, а еще кое-где сделают деревянные настилы. Зимой трассу предполагается использовать для лыжных маршрутов.

Что можно сказать по личным впечатлениям от проезда участка от Яхромы до причала Ударная на «найнере» — велосипеде с диаметром колес 29 дюймов. Трасса преимущественно засыпана гравийным отсевом и проходит вдоль самой воды. Толщина гравийного покрытия относительно небольшая, из-за чего оно местами оказалось протерто до глины уже в день открытия. Правда, надо отметить, что это был день очень активного пользования — на открытие пилотного участка съехались больше тысячи велосипедистов, плюс по дорожке ездили электрокары организаторов. Насколько покрытие из гравийного отсева окажется долговечным, можно будет судить, вероятно, уже следующей весной, когда сойдет снег.

Вдоль трассы поставлено много указателей. Периодически сделаны карманы, куда можно съехать для отдыха. Разумеется, велодорожкой пользуются для пеших прогулок местные жители, в том числе мамы с колясками. И, конечно, ее уже освоили велокурьеры.

Инфраструктура вдоль трассы, как подчеркивают организаторы, во многом зависит от активности малого и среднего бизнеса. В день открытия малый бизнес был представлен одной семьей, которая привезла два самовара и продавала горячий черный чай с травами, 50 рублей стаканчик, а также воду и снеки. Это пользовалось огромной популярностью, особенно благодаря самоварам. Как оказалось, многие из тех, кого принято называть хипстерами, видели самовар впервые и очень интересовались принципом работы агрегата.

По мере развития трассы, как ожидают разработчики, вдоль нее станут появляться кафе, магазинчики с продуктами, велотоварами и сувенирами, мини-гостиницы. По оптимистичным оценкам, оборот малого и среднего изнеса в населенных пунктах на велотрассе вырастет на 30-40 процентов.

Telegram канал VelomaniaWW