Велотуризм

 Полярный Урал. Отчет о комбинированном вело-водном походе из Европы в Азию. 2024

Предлагаем Вашему вниманию отчет об очередном комбинированном вело-водном походе сквозь Полярный Урал. На этот раз нам удалось пройти путь из Европы в Азию через Полярный Урал с Запада на Восток.

Начался наш маршрут в городе Воркута на велосипеде, затем на пакрафте мы пересекли цепочку горных озер, финальным аккордом которых стало одно из самых прекрасных озер Полярного Урала — озеро Большое Щучье, после чего, сплавившись по одноименной реке почти 90 км, мы вновь пересели на велосипеды и финишировали в Салехарде. Этим походом продолжаем развивать тему комбинированных походов, когда передвижение на пакрафте используется не только для пересечения отдельных водных препятствий, но и позволяет наряду с велосипедом проходить существенную по километражу и логически вписывающуюся в маршрут сплавную часть.

Вокзал г. Воркута — руч. Кечшор — переправа р. Малая Уса (пакрафт) — брод р. Большой Бадьяшор — пререправа оз. Бол. Кузьты (пакрафт) — переправа оз. Мал. Хадата-Юганлор (пакрафт) — переправа оз. Бол. Хадата-Юганлор (пакрафт) — р. Бол. Хадата — руч. Ворга-Шор (Модырузь) — р. Нгодяяха. — брод. р. Мал. Щучья — брод р. Сэрмалъяха — оз. Бол. Щучье — сплав р. Щучья (пакрафт) — д. Лаборовая — р. Сиръю — р. Щучья — р. Халятальбей — р. Лонготъеган — р. Яршор — р. Лаптаеган — р. Харбей — р. Пунгью — р. Тоупуголъегарт — р. Тоупугол — Лабытнанги — переправа р. Обь (паром) — Салехард — аэропорт Салехард 

Нитка маршрута на пятикилометровке. Малиновый цвет — велосипедная часть, синяя — сплавная.

Сокращения: ППХ — правый по ходу движения, ЛПХ — левый по ходу движения, ПОР — правый орографически, ЛОР — левый орографически, в [квадратных скобках] указаны названия точек, координаты которых указаны в конце отчета. «*» — звездой отмечены координаты, не проверенные на местности и взятые из других отчетов или определенные по карте.

ЗАБРОСКА — ВЫБРОСКА

Заброска.

  • Поезд из Москвы до Воркуты. 

Выброска.

  • Регулярный авиарейс из Салехарда в Москву.

И вот настал тот день, когда снова пришлось снять контактные педали и заменить их на топталки… Такое кощунство мне приходилось проделывать до сего момента всего лишь один раз, когда мы пошли в зимний велопоход по байкальскому льду. И вот снова перед главным приключением лета приходится прибегать к такому вандализму. А всё почему? А потому что, как и в прошлый раз, среди нашего гардероба велообуви под контакт, включающего, казалось бы, весь спектр от шлепок до ботинок, снова не нашлось ничего подходящего для условий похода. Что же за такая специальная обувь понадобилась на этот раз? — резонно спросите вы. Ответ на этот вопрос, возможно, большинству читателей покажется полнейшей дичью, ибо в этот велопоход в качестве основной обуви мы взяли болотные сапоги, о чем, в общем, ни разу не пожалели, несмотря на некоторые неудобства, которые они иногда создавали.

После столь лирического вступления позвольте представить Вам отчет об очередном комбинированном вело-водном походе по Полярному Уралу. На этот раз нам удалось пройти путь из Европы в Азию через Полярный Урал с Запада на Восток. Начался наш маршрут в городе Воркута на велосипеде, затем на пакрафте мы пересекли цепочку горных озер, финальным аккордом которых стало одно из самых прекрасных озер Полярного Урала — озеро Большое Щучье, после чего, сплавившись по одноименной реке почти 90 км, мы вновь пересели на велосипеды и финишировали в Салехарде. Этим походом продолжаем развивать тему комбинированных походов, когда передвижение на пакрафте используется не только для пересечения отдельных водных препятствий, но и позволяет наряду с велосипедом проходить существенную по километражу и логически вписывающуюся в маршрут сплавную часть.

МАРШРУТ

04.08.24. День 01. 37,4 км (вело)

  • асфальт ~ 17,3 км
  • грунтовка ~ 20,1 км 

вокзал г. Воркута — развилка на п. Советский — руч. Кечшор — C001

Хорошо и плотно пообедав в поезде, наконец, после полутора суток в пути выходим на вокзале в городе Воркута.

0,0 км — Начало маршрута [STRT]. Недалеко от вокзала, рядом с паровозом на постаменте, собираем велосипеды и, нахлобучив на багажники вещи, коих у нас великое множество, около 15:00 выезжаем с вокзала.

2,3 км — огромная «клумба» из дикорастущих растений и шар посередине с надписью «Воркута — 67-я параллель». Не могли лишить себя удовольствия прокатиться вокруг.

В городе заехали в аптеку на улице Ленина, нужно было докупить несколько лекарств в аптечку. Тут же купили воды в дорогу во фляги. Наконец, в 16:00 был дан основной старт, дальше поехали по треку.

17,4 км — значительная часть сегодняшнего пути проходит по асфальту до развилки [TR01] на заброшенный пос. Советский (когда-то один из районов Воркуты). Сейчас въезд в пос. Советский запрещен, о чем предупреждают соответствующие знаки. Асфальт идет в бывшую населенку, а нам направо (на юг) на грунтовку. Грунтовка разной степени разбитости, но по большей части все же неплохая. 

6,1 км — памятник автобусу на ул. Проминдустрии.

Развилка на п. Советский.

Развилка на п. Советский.

Оля у дорожного знака.

30,7 км — свернув с основной грунтовки на второстепенную (ЛПХ), перелезаем через крутой горбатый мостик над газопроводом [BRG01]. После него дорога превращается в по сути в колеи и идет на северо-восток.

Дорога после «горбатого мостика» в сторону р. Уса

37,5 км — в 20:00 приезжаем в место запланированного ночлега в месте впадения руч. Кечшор в р. Уса [C001]. Река Уса оказалась неожиданно широкой и вполне доступной для моторок, одну из которых мы и увидели, подъехав к месту стоянки. Ручей же тут сильно подперт руслом, так, что кажется, что это не ручей, а целая река. На небольшой, с легким уклоном травянистой площадке есть кострище и низкий импровизированный столик из камней и какого-то мебельного щита. Место для стоянки вполне обжитое, видимо часто посещаемое в выходные.

Место впадения ручья Кечшор в реку Уса.

Все время, пока мы сегодня ехали, дул ветер. Вечером наблюдаем красивый закат.

Авторы велопохода на форуме

Полный отчет здесь

Telegram канал VelomaniaWW