Гульназ Хатунцева: «Я остаюсь в России. Для меня лучше завязать со спортом и начать здесь работать, чем менять гражданство»
Велогонщица Гульназ Хатунцева заявила, что не собирается выступать на гонках под флагом никакой другой страны, кроме России.
Гульназ Эдуардовна Хатунцева (в девичестве — Бадыкова) (род. 21 апреля1994, Чекмагуш, Башкортостан) — российская трековая велогонщица, выступает за сборную России в различных дисциплинах. Чемпионка Европы 2021 года в гонке по очкам, многократный призер чемпионатов Европы. С 2021 года выступает на треке за Marathon-Tula. На шоссе выступает за Cogeas-Mettler. Заслуженный мастер спорта России (2021)
Гульназ Хатунцева / Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович
Летние Олимпийские игры 2020 — мэдисон (с Марией Новолодской)
— Гульназ, как прошло начало сезона?
— Стартовали в сезоне с серии Гран-при. Считаю, что нормальное было начало, пусть немножко тяжковато, но раскатились вроде. Потом провели сбор в Архызе, хорошо поработали и сейчас серьезно настраиваемся на основной старт- чемпионат России.
Лично мне кажется, что особо по количеству стартов трекового календаря у меня отличий нет — мы все равно не ездили на все этапы Кубка мира. На шоссе гонок стало меньше, потому что я ушла из команды.
— Кстати, почему?
— Мне сложно было так надолго разлучаться с семьей, с ребенком, постоянно нужно было находиться за границей, да еще возник момент с тем, что переводить оплату какое-то время не могли из-за всей этой ситуации. Плюс когда мы готовились к чемпионатам мира, этапам Кубка мира, действительно нужно было накручивать эти километры на шоссе для подготовки, а тут ты работаешь, но непонятно зачем. Возраст уже не тот, чтобы просто за азарт гоняться.
Но основной фактор — семья. Конечно, можно было бы видеться в Турции, я бы там тренировалась между гонками, а они приезжали, но к тому моменту билет стоил 100 тысяч рублей. Каждый раз так летать — это дорого-богато.
— Просто остаться жить с семьей в Турции и гоняться в Европе — не вариант?
— Кто бы что ни говорил, мне комфортнее и спокойнее быть у себя на Родине.
— То есть для нынешнего выступления на российских соревнованиях такие большие объемы шоссе вам уже не нужны?
— Для трековых стартов — да, а я с 2016-го считаю себя трековой гонщицей. То, что нарабатываю на сборе — этого будет достаточно, но не сравнится с тем, если бы я ездила на гонках в Европе и тем более в Мировом туре. В борьбе, в соперничестве, скорость все равно выше.
– Сильно почувствовали разницу по финансам с тех пор, как остались в изоляции от международных стартов?
– По выплатам нам продлили год из-за Олимпиады. Но даже боюсь представить, что будет в следующем году – скорее всего, урежут и министерские деньги, и стипендии.
Пока неизвестно, но думаю, скорее всего, так и будет. Я семейный человек и мне нужно зарабатывать, хотелось бы, чтобы поддержка продолжилась.
– Уровень соревнований сильно снизился за полтора года без международных стартов?
– Особо этого не чувствую. Скорости неплохие, средняя в мэдисоне нормальная.
Внутренняя конкуренция даже стала плотнее, потому что чемпионат России прямо сейчас – высшая ступень за сезон, и это определяет твое положение, в том числе финансовое за год.
– Как с интересом к соревнованиям в мире?
– Там очереди, чтобы попасть на зрительские места! В Великобритании очень дорогие билеты, но всегда полная посадка. А у нас всё бесплатно, но ни души.
— Как восприняли новость от UCI по поводу трансгендеров?
— Знаю, что в женском профессиональном велоспорте был такой переход, но таких особых сверхрезультатов она тогда не показала. Не то чтобы эта тема меня очень беспокоила или я много над ней размышляла, но в любом случае, речь идет о fair play. Так что, думаю, это правильное решение.
— На треке у вас контракт с Marathon-Tula. Почему у нас мало таких команд, и помогло бы гонщицам, если бы их было больше?
— Конечно, было бы лучше, если бы их было больше. Это сказалось бы на уровне конкуренции. Прямо сейчас такой команды, как у нас, именно по женскому составу, больше и нет. У «Локосфинкса» в основном девчонки доезжают до определенного возраста и потом уходят.
– Вы отложили для себя ситуацию с нейтральным статусом?
– Да, пока не собираюсь этим заниматься.
– Менять гражданство не планируете?
– Нет, я остаюсь в России. Для меня лучше со спортом завязать и начать здесь работать, чем менять спортивное гражданство.
Фото: metaratings.ru
– У вас был шанс остаться в больших гонках?
– Для меня это был тяжёлый момент. Когда всё началось, я была в Европе. Однако я не могла долго там находиться, мне хотелось домой к дочке и мужу. Сложно было морально удержать себя вдали от родных. Уже дома я решила, что лучше будет остаться в России. Если бы я знала, что всё будет хорошо и нас восстановят в правах через полгода-год, осталась бы в Европе. Но мне мало верится, что всё так быстро восстановится.
Мне много кто говорил, что ты совершаешь ошибку, отказываясь от международных стартов на шоссе. Но хотелось бы подойти к этому вопросу издалека. До этого мы 3-4 года жили с нулевым контрактами, нам ничего не платили. Мы гонялись, можно сказать, за хлеб и просто ради гоночного опыта на мировом уровне. Был стимул выступать и выигрывать. Когда к чему-то стремишься, не обращаешь внимание на зарплату. С семьёй уже по-другому смотришь на всё. Возникает вопрос, что мне это даёт. Был риск остаться в таком же положении. Тамара Дронова, например, которая стала единственной российской участницей на «Тур де Франс», не живёт в России. Её можно понять, потому что она и на Олимпиаду отобралась на шоссе, у неё хорошо получается. Мы всегда выступаем там, где нам лучше.
– Об Олимпиаде уже не думаете?
– В Париж в нашем виде спорта уже точно не поедем. А по поводу следующей – посмотрим, – сказала бронзовый призер Олимпиады-2020 в велотреке.
По материалам:
МАТЧ, Sports.ru, metaratings.ru
Категорично, но красавица!