Велосипед из СССР с инженерной точки зрения. Недоработки и проблемы
Автор рубрики «Инженерные знания» анализирует велосипед из СССР с инженерной точки зрения. Недоработки и проблемы.
Лучший в мире транспорт — это велосипед! Мне довелось использовать как велосипеды из СССР, так и множество зарубежных аналогов. Катаюсь я уже больше 20 лет и перепробовал в деле огромное количество велосипедов.
Типичный советский велик
Думаю, будет интересно проанализировать с инженерной точки зрения советские велосипеды и выяснить, а так ли хороша техника из СССР, как сейчас про неё многие говорят?
Отмечу, что приведённые факты являются моим личным мнением, построенном на многолетнем опыте эксплуатации устройств подобного типа.
Часто используется выражение — не нужно изобретать велосипед. Складывается впечатление, что советские производители этой нехитрой техники поняли всё буквально. Настолько буквально, что за годы выпуска своих железных коней не изменили в конструкции ни-че-го! Не произвели ни одного улучшения и клепали один за другим некоторые стержневые системы, именуемыми рамами, с колёсами. Вроде едет да и ладно. Между тем, велоспорт — это наиболее технологически емкая сфера производства.
Если ориентироваться на мировой опыт, то именно велопроизводители сначала получают и обкатывают новые технологии. Те же композитные материалы после формулы один попали именно в руки велосипедистам. Но велосипедисты из СССР катались на водопроводных трубах до появления на рынке китайской техники. Сложно предположить, как такое вообще могло произойти. Когда Гари Фишер уже использовал алюминиевые рамы, ХВЗ делал всё те же рамы из черняги с массой грузовика.
Бытует мнение, что велосипеды из СССР хоть и мало совершенны с технической точки зрения, но при этом обладают небывалыми показателями прочностных свойств. Это действительно так, но из 10 велосипедов, только один будет таким, что сможет пробивать стены на ходу.
Вот только частичный список поломок, с которыми мне довелось встретиться на советских велах:
- сломался шатун
- лопнула вилка
- колесо схватило невыправляемую восьмерку на ровной мокрой траве
- регулярно прокалывается резина (чуть ли не камнями, пластичности не хватает)
- рулевая труба сломалась внутри штока вилки
- оторвался рулевой стакан
- лопнула рама в точке крепления шарнира
- сломалась ось во втулке, подшипник превратился в пыль (причем новый).
С инженерной точки зрения все эти поломки демонстрируют брак и/или ошибки при производстве.
Можно, конечно же, списать всё это на износ техники и выработанный ресурс. Но когда я использовал эти велики, они были ещё новыми. Чуть ли не только что приобретенными.
Повело рулевую
Например, рулевой стакан отрывается в той точке, где имеет место термическое влияние сварного шва. Это или перегретый шов, или неправильный выбор технологии. Кроме того, знания сопромата намекают, что мы имеем опасное сечение и неплохо бы усилить его косынками. Но их почему-то не было.
Резина растрескивается и прокалывается не от старости, а от некачественного компаунда. Сравним новую отечественную резину с резиной из Китая. Последняя даже через годы использования не охрупчивается и прекрасно держит дорогу. Резина на советской технике больше похожа на перемерзшую древесину и дорогу держит посредственно.
Ось ломается внутри втулки из-за неправильного процесса точения и дефектов в исходном прутке. Видимо он не так был отожжен или нарушили технологический процесс.
Шатун отваливается от звезды в результате брака при процессе расклёпки звезды. То ли проходов не хватило, то ли нагрузки не те, то ли материал подвел.
Все эти моменты можно перечислять до бесконечности, но самое ужасное, что пользователь в итоге получает не совсем-таки пригодную технику.
В процессе эксплуатации велика тоже происходят сюрпризы. На раме формируется восьмерка (стакан накланяется под одни углом, а задняя ось под противоположным ему), гнётся звезда на шатуне и тоже начинается биение. Цепь может неожиданно порваться, а если и не порвётся, то растянется в несколько раз за год эксплуатации. Кроме того, из года в год повторялись одни и те же конструктивные недочеты — железно люфтящий шток вилки, который невозможно нормально утянуть без засверливания или кареточный узел, который разбалтывался до состояния катера в шторме за месяц. Конструктивные недоработки перетекали из модели в модель и новые велосипеды получали по наследству все те же проблемы.
Правда однажды найдется выживший ХВЗ, на котором можно прыгнуть с трехметровой высоты и он просто уйдет в землю, а не сломается. Ориентируясь именно на него и будет составлено мнение, что весь диапазон велосипедов того времени отличается отличными ходовым качествами и непобедимостью.
Брошюра ХВЗ
Если коснуться вопроса комфорта, то тут вообще отдельная песня. Увы и ах, уровень комфорта самого дешевого китайского велика будет намного более высоким, нежели у какого-нибудь велосипеда ХВЗ. Отличается всё — вес конструкции, пригодность к ремонту, наличие передач в конце концов! Ведь на стандартных велосипедах всегда почему-то выбирается такое передаточное отношение, что стронуть его с места даже опытному велосипедисту бывает непросто.
Понятно, что если сейчас проанализировать недорогие китайские велосипеды, то и там можно найти множество технических проблем. Частенько залипает тросик переключения и приходится его перетягивать или втулка стучит. Да и рамы тоже бывает ломаются.
Но тут мы скорее противопоставляем мнение о великолепной олдскульной технике с реальными фактами, которые не подтверждают множество высказываний. Зато вот если велосипед из СССР работает и сразу не сломался, то сноса ему не будет! Надежность и правда на высоком уровне.
Предлагаем так же интереснейший материал о белорусской велосипедной истории