ЖЗЛ

Онисим Петрович Панкратов — первый русский кругосветный велопутешественник на земле и в небе

 В июле 1913 года, казанский путешественник Онисим Панкратов завершил свое двухгодичное путешествие вокруг света на велосипеде.

Онисим Петрович Панкратов (9 (21) февраля 1888, Пензенская губерния — 27 августа (9 сентября) 1916, Ковенская губерния) — русский спортсмен и военный лётчик, герой Первой мировой войны. Совершил первое российское кругосветное путешествие на велосипеде (1911—1913).

Судьбу будущей легенды мирового велоспорта предопределил отец, когда мальчику не исполнилось еще и девяти лет. В 1986 году Петр Панкратов увидел в газете объявление: международная федерация велоспорта вручит бриллиантовую пальмовую ветвь тому, кто объедет Европу.

Загоревшись мечтой, он решил сделать всё, чтобы воспитать сына чемпионом. Онисим перепробовал несколько видов спорта, занимался борьбой, чтобы быть похожим на кумира отца — Ивана Поддубного.

В 1908 году семья Панкратовых перебралась жить из Казани в Харбин (территория современного Китая), Онисим поступил на работу пожарным. Профессия требовала серьезной физической подготовки и молодой человек посвятил свободное время тренировкам. Увлекся французской борьбой и не раз участвовал в соревнованиях, участвовал в мото- и велогонках, занимался бегом.

Журнальная заметка о путешествии Панкратова. Архив журнала «Огонек»

Как только Петру Панкратову удалось скопить денег на легкодорожный велосипед, Панкратов-младший отправился в путешествие, чтобы покорить Европу. На тот момент молодому человеку исполнилось 23 года. Начинал путь он вместе с двумя другими велотуристами —  Сорокиным и Ворониковым. Однако они очень скоро сошли с дистанции, и продолжал путешествие Онисим в одиночестве.

Дожди и комары

Путь по территории России был непростым – спортсмена все время  сопровождали «ситочные» дожди, а дороги превратились в месиво грязи. Не давали покоя комары, пугали дикие звери и мешали «худые» люди, бросая в путника камни. Но его будто хранила судьба. Под Красноярском на него напали грабители, но им пришлось отпустить свою жертву с миром – в кошельке спортсмена оказалось всего два целковых.

Недалеко от Канска в него стреляли из револьвера – пуля пролетела мимо. Из соображений безопасности Панкратов обращался к волостным старостам через каждые 30-60 верст, чтобы поставить штамп в контрольной книге. Изображение двуглавого орла спасало Онисима от подозрений, в дороге его часто принимали за иностранного шпиона. В селе Миасском около Челябинска ему пришлось отбиваться от стаи собак, которую натравили на него казаки.

Заметка из газеты. Фото: Архив журнала «Вокруг Света»

Встречались спортсмену и добрые люди – в Челябинске приютил ночной сторож, напоил чаем и пустил переночевать. На утро, услышав рассказ Онисима о путешествии, подарил ему теплые рукавицы и шапку-финку с козырьком. Чтобы не потеряться, Панкратов ехал по шпалам или вдоль железнодорожных путей. Через четыре месяца изнурительной езды велосипедист подъехал к одному из вокзалов Москвы. Из столицы в Петербург его провожал целая кавалькада единомышленников – велосипедистов. Средства на дальнейшее путешествие по Европе для него собрали велоклубы Москвы и Санкт-Петербурга.

На хлебе и воде

Фото: Союз ветеранов Татарстана

За пределы Российской империи Онисим Панкратов выехал 12 декабря 1912 года. Пересек на велосипеде и частично на теплоходе Альпы, Австро-Венгрию, Испанию, Францию, Англию. Достигнув берегов туманного Альбиона, он загорелся мечтой объехать весь мир.

К началу путешествия по Европе о велосипедисте знали почти все русские и европейские газеты. За его передвижениями следило множество русскоязычных газет, помогали Панкратову русские эмигранты. По Италии путешественник ехал практически без денег в кармане, питаясь хлебом и водой. Помощь оказали жена Максима Горького Мария Андреева и известный русский беллетрист Александр Амфитеатров.

За пределами России Панкратов все время искал возможность подзаработать денег для продолжения маршрута. Например, в Англии русские писатели помогали ему публиковать путевые заметки. Выручали и старые навыки – путешественник зарабатывал на жизнь участием в соревнованиях по велоспорту и борьбе.

Панкратов посетил почти все страны Европы — Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, снова Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и повторно Францию. На теплоходе он переправился через канал Па-де-Кале, пересек всю Англию и достиг Америки. Здесь он снова сел на велосипед и проехал американский континент по маршруту Нью-Йорк — Чикаго — Сан-Франциско. Отсюда отправился пароходом в Японию, проехал через весь Китай и достиг начального пункта маршрута – Харбина.

За время своего путешествия он сменил 53 покрышки, 11 цепей, 2 руля, 4 седла и несколько тысяч спиц!

Существовавший в ту пору Международный союз велосипедистов удостоил его своей высшей награды — Бриллиантовой Звезды. 

Раритетный велосипед — аналог того, на котором путешествовал Онисим Панкратов, казанцы могут увидеть на выставке «Веломания. Веловинтаж. Велолюбовь», открывшейся в музее Пушечного двора в Казанском Кремле.В экспозиции представлено более двадцати велосипедов, произведенных в разных странах мира – Англии, Германии, Латвии, России, Франции, Швейцарии, Японии – с 1869 по наши дни. Отдельный раздел посвящён истории нашего земляка Онисима Панкратова, который в 1911-1913 годах совершил кругосветное путешествие на велосипеде. На выставке можно увидеть, как выглядело его транспортное средство.

Трагическая гибель

Завершив первое путешествие, Панкратов уже задумывал второе. Правда, на этот раз на самолете. Спортсмен даже начал учиться профессии летчика, но планам не суждено было сбыться: началась Первая мировая война. Окончив авиационную школу, Панкратов сражается на полях боя.

В небе его ждали новые свершения — начальство смело задействовало Панкратова и как разведчика, и как бомбардировщика. Проведя всего полтора года на службе, осуществив серию успешных боевых разведок и получив ранение при вынужденной посадке подбитого самолета, он стал полным Георгиевским кавалером и был произведен в поручики. В августе (по другим сведениям, в сентябре) 1916 года 28-летний Онисим на позиции стрелка-наблюдателя выдвинулся с пилотом Анри Лораном на перехват вражеских истребителей. Вступив в неравный бой над озером Дрисвяты на границе Литвы и Белоруссии и сбив один из самолетов, летчики были сбиты сами — и оба погибли.

Погиб легендарный путешественник в 1916 году под Двинском (сейчас это город Даугавпилс в Латвии), выполняя военное задание. В качестве стрелка-наблюдателя вылетел с пилотом лейтенантом французской службы Анри Лораном на перехват вражеских истребителей; сбив один самолёт, они сами были сбиты и оба погибли. Высочайшим приказом от 1 октября 1916 года Панкратов был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й степени.

Панкратов среди сослуживцев 12-го корпусного авиаотряда

Хоронили Панкратова со всеми надлежащими военными почестями на Арском кладбище в родной Казани. Сразу после смерти летчику должны были установить памятник, но этому помешала революция и Гражданская война. Имя спортсмена, как и его могила, были забыты на долгие годы. И только в 2012-м два казанских велогонщика совершили кругосветный пробег и посвятили его столетию путешествия Панкратова. Финишировать по плану они должны были у памятного монумента великому велосипедисту — скульптуру долго обсуждали в прессе и даже согласовали место для ее установки, смастерили эскизы и два пластилиновых макета, но окончательного решения по этому поводу принято так и не было.

Захоронение на кладбище в Казани

Могилу известного спорт­смена и героя Первой мировой войны случайно обнаружили среди воинских захоронений на Арском кладбище представитель музея старообрядчества в Казани Роман Царевский и казанский фотограф Сергей Ермолаев. «Я искал одно семейное захоронение, ‒ говорит Царевский – И вдруг ко мне подходит товарищ: «Смотри, что я нашёл!» ‒ показывает фото, на котором винт пропеллера и металлический венок. Что-то мемориальное, но забытое, предположил я. А потом вдруг звонит старший наставник старопоморцев Александр Хрычёв, просит помочь Сергею Ермолаеву, который ищет захоронение с винтом самолёта на надгробии. Ну, разве не чудо?

Родственники первого русского кругосветного путешественника, жена и сын, которого он так и не увидел, со временем перебрались в США, и связь с ними была утеряна. Не так давно на старом казанском кладбище нашли необычное старинное захоронение с большим металлическим венком на месте креста и ржавым, но цельным пропеллером с широкими лопастями. Специалисты тщательно изучают архивы, чтобы установить, имеет ли оно отношение к Панкратову, и получить шанс по-новому окунуться в его биографию, очистив ее от многочисленных белых пятен, загадок и тайн.

Из истории кругосветок на велосипедах

Первое кругосветное путешествие в мире совершил англичанин из простой рабочей семьи Томас Свиненс. Он отправился в дальний путь в 1885 году из Нью-Йорка, не зная ни одного иностранного языка и взяв с собой только самое необходимое. Его транспортным средством стал пенни-фартинг, велосипед с большим колесом впереди. За всё своё путешествие он преодолел 13,5 тыс километров, пересек Англию, Францию, Турцию, Армению, Курдистан, Иран и Ирак, Афганистан, Грузию, Индию, Вьетнам, Сингапур, Китай и Японию. Хотел он проехать и по Сибири, но не дали разрешения российские чиновники.

В велосипедные «кругосветки» отправлялись и женщины. Первой свое имя в историю вписала Анни Коэн. На путешествие она решилась ради троих детей – семья Анни остро нуждалась в деньгах. Ей обещали вознаграждение – 10 тысяч долларов, если та уложится в оговоренный срок – 15 месяцев. Вознаграждение храбрая женщина получила, обернувшись вокруг земли на два месяца раньше срока. В путь она отправилась в ноябре 1894 года из Нью-Йорка.

Telegram канал VelomaniaWW

Обсудить тему