Питание велосипедиста — Часть 4 «Бонк» — опасно низкий уровень глюкозы в крови
ПИТАНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТА
Часть 1. Основы: глюкоза, гликоген и углеводы
Часть 2. Что есть на ходу.
Часть 3. Как восстановиться к следующему дню
Часть 4. «Бонк» — опасно низкий уровень глюкозы в крови
Часть 5. Сколько пить воды и почему
Теперь вы знаете, что мышцы в качестве топлива сжигают глюкозу, что наше
тело запасает и хранит глюкозу в форме гликогена и этого запаса хватает
на 90 минут поездки средней интенсивности. Вы знаете, что надо
потреблять углеводы во время более продолжительной или более интенсивной
покатушки, чтобы обеспечить организму дополнительную глюкозу. Вы
рассмотрели, чем и как перекусывать пока вы в седле.
Вы конечно слышали выражение «низкий сахар», экстремальную форму такого
состояния мы весело называем бонк (bonk). Может быть вы слышали, что
если не съесть достаточно углеводов, можно поймать бонк. Велосипедисты
часто говорят о бонке. Что это такое? Поверьте – лучше бы вам не знать.
Ну,… по крайней мере, лучше, чтобы ваши знания не базировались на личном
опыте. Читать о бонке и знать, как его избежать – это хорошо.
Заработать бонк в велосипедной поездке – это НЕ хорошо.
В переводе с велосипедного жаргона бонк это гипогликемия,
ненормально низкое содержание глюкозы в крови. Бонк вас накрывает,
когда вы истратили запасы гликогена своего тела, не съели достаточно
углеводов для производства требуемой глюкозы, и при этом вы продолжаете
крутить педали. Поймать бонк может каждый. На одном горном этапе Тур де
Франс 2000 года Ленс Армстронг, который знал о велосипедном спорте всё,
увлекся ходом борьбы и забыл перекусить. На знаменитом альпийском торчке
(подъеме, вело жаргон) Col de Joux Plane Армстронга накрыл бонк. В тот
день он не вылетел с Тура только потому, что обладал железной волей и
нечеловечески высоким болевым порогом. Позже он скажет, что это был
худший велосипедный день его жизни.
Бонк особенно опасен для велосипедиста потому, что мышцы – это не
единственный потребитель глюкозы, она же требуется для работы мозга. Это
означает, что недостаток глюкозы влияет на вас не только физически, но и
психически-эмоционально. Если уровень глюкозы падает слишком низко,
наше тело в ответ старается остановить работу мышц, что бы защитить
мозг. Но обычно мышцы вырубаются не сразу, и мы продолжаем вяло крутить,
когда в мозгу уже происходят изменения. А поскольку мы еще в седле и
можем двигаться довольно быстро, например с горы, или среди автомобилей,
эти изменения в мозгу для нас гораздо опаснее изменений в работе мышц.
Когда у вас бонк, физическая нагрузка становится невыносима. В ваших
мышцах нет топлива для эффективной работы и принуждать мышцы к работе
становится все труднее. На вас наваливается слабость, сознание
затуманивается. Вы чувствуете, как молотит сердце. У вас может начаться
неконтролируемая дрожь, приступы обильного потоотделения и
головокружения. Ваш вестибулярный аппарат дает сбои и нарушается чувство
баланса. У вас возможны приступы животного голода. В психологическом и
эмоциональном плане вы будете испытывать беспокойство, нервничать. Вам
будет трудно сконцентрироваться, ухудшится ориентация в пространстве и
понимание того, что происходит вокруг. Может прийти туннельное зрение,
когда единственное, что вы видите это то пятно на асфальте, куда вы
уставились. Вы не в состояние контролировать свои эмоции, вы становитесь
легко раздражительным и даже агрессивным. Вас захлестывают мысли о
поражении, ощущение что вас предали, чувство безнадежности и
невозможности продолжать борьбу. Может нарушиться координация речи. В
экстремальных случаях гипогликемия приводит к судорогам и коме. Короче,
бонк это полный отстой.
Что делать если у вас бонк? Надо повысить содержание глюкозы в крови и
сделать это надо быстро. Заправьтесь простыми углеводами, которые могут
быть быстро переработаны в глюкозу пищеварительной системой. Лучшим
источником подобных углеводов, из того что может быть с вами на байке,
являются спортивные напитки. На следующей позиции в рейтинге простых углеводов находятся энергетические гели
(не забывайте запивать их водой), кусковой сахар и леденцы.
Энергетические батончики являются сложными углеводами, они тоже помогут,
но медленнее. Если вы вовремя поняли, что приближается бонк, вы успеете
дозаправиться на ходу и сможете продолжить крутить. Если вы упустили
этот момент и позволили бонку развиться, необходимо слезть с велика,
съесть углеводы и ждать прилива сил. Не надо ехать в состоянии, когда
вестибулярка брахлит и ориентация нарушена, когда вы вообще слабо
понимаете, что происходит вокруг.
Если вас нагнал бонк и вы приступили к восстановлению, уделяйте
повышенное внимание тому, что вы едите вплоть до окончания поездки.
Принимайте только углеводы, чтобы поддерживать уровень глюкозы.
Спортивные напитки подходят тут лучше всего. Наверно самый сложный
момент восстановления пока вы еще в бонке – это ваши психологические
реакции. Надо стараться помнить, что ваше сознание затуманено и вы не
контролируете происходящее вокруг вас до той степени, которая нужна для
безопасной езды на велосипеде. Это проще сказать, чем сделать; трудно
осознать, что вы плохо соображаете, когда вы плохо соображаете.
Старайтесь выработать привычку прислушиваться к себе и замечать признаки
приближающегося бонка. Стало как-то монотонно крутить? Появилось
раздражение, злитесь на качество дорожного покрытия? Перестало
интересовать то, что происходит вокруг вас? Это все ранние признаки
гипогликемии. Если вы это вовремя поймете и заправитесь углеводами, то
сможете нормально продолжить поездку. Если вы крутите в компании хорошо
знакомых ребят и чье-то поведение на велике становится странным,
приглядитесь повнимательнее, возможно у друга бонк и ему требуется ваше
участие. Помогайте деликатно, помните, что человек может быть раздражен и
плохо контролирует свои эмоции. Если вы подозреваете, что бонк
подобрался к вам, предупредите своих партнеров по покатушке и тогда они
вам помогут.
Чаще всего бонк случается, когда вы много крутите и мало кушаете.
Однако, бонк может приключиться и при неожиданных обстоятельствах.
Однажды мы с Лорой поехали в недельное путешествие по Скалистым Горам в
национальном парке Ледник, в Монтане, на границе с Канадой. Мы решили
отнестись к этой поездке, как к легким каникулам на велосипедах, а не
как к дерзкому вело-туру, хотя последнее для нас более характерно. Мы
ехали гораздо медленнее чем обычно и даже останавливались отобедать. Еда
и компания были прекрасными, но обед посреди катального дня это то,
чего мы вообще никогда раньше не делали. У нас не было такого опыта и
не удивительно, что в первый день я полностью облажался. После обеда мы
продолжили наше напряженное вело-путешествие и километров за 30 до
финиша я начал испытывать симптомы приближающегося бонка. Что произошло?
Я не объелся за обедом в тот день, но даже то небольшое количество еды
было гораздо больше чем то, что я обычно потребляю во время покатушки.
Мой желудок был полон, и мысль о том чтобы перекусить ко мне не пришла,
или пришла, но как-то меня не заинтересовала. Желудок хотя и был полон,
содержал в основном жиры и протеины, которые он, желудок, не мог
расщепить до глюкозы с той скоростью, чтобы поспеть за нуждами
велосипедных мышц. Я получал слишком мало глюкозы из съеденной еды,
поэтому задействовал и истратил свой запас гликогена, поэтому вошел в
бонк и даже не понял, что произошло. К тому же похолодало и начался
мордник (встречный ветер, вело жаргон). Эти 30 километров превратились в
кошмар. К моменту, когда мы достигли места ночлега, меня била крупная
дрожь и я был полностью деморализован. На мое счастье, посреди фойе там
был огромный камин. И пока все ждали машину сопровождения, я сидел у
огня, съежившись в комочек своего маленького, несчастного мира,
постепенно приходя в себя. Какой я вынес из этого урок? Вы можете
поймать бонк на полный желудок, если желудок полон не тем чем надо.
Бонк — это опасное и очень неприятное состояние, но хорошая новость
заключается в том, что его легко избежать. Включайте в своей голове
таймер, как только вы садитесь в седло и перекусывайте по этому таймеру
регулярно и адекватно в течение всей покатушки.
Кушайте до прихода голода, кушайте до бонка, а не после.
ПИТАНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТА
Часть 1. Основы: глюкоза, гликоген и углеводы
Часть 2. Что есть на ходу.
Часть 3. Как восстановиться к следующему дню
Часть 4. «Бонк» — опасно низкий уровень глюкозы в крови
Часть 5. Сколько пить воды и почему