Tour de FranceВелоспорт - шоссе

Тур де Франс, пожалуй, самая популярная велогонка в мире

Le Tour de France, неофициально именуемая «Большая петля», – старейшая и самая авторитетная многодневная велосипедная гонка, проводимая с 1903 года. Тур де Франс проводится ежегодно, паузы были только во времена войн: в 1915-1918 и в 1940-1946 годах. В 2020 году событие состоялось, несмотря на пандемию коронавируса, в 107-й раз (однако даты проведения были сдвинуты).

Изначально Тур де Франс является рекламным проектом французской газеты L’Auto. Тогда, в конце 19-го века, L’Auto в конкуренции проигрывала другому французскому изданию Le Velo. И вот в поисках решения, способного повысить продажи газеты, редакция увидела его в проведении многодневной велогонки, потому что однодневные гонки показали себя эффективным инструментом продаж.

Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Жео Лефевру. Именно он поделился своим замыслом с Дегранжем во время их совместного обеда в парижском кафе Café de Madrid 20 ноября 1902 года. Воодушевленный Дегранж, который сам являлся заядлым велогонщиком энергично взялся за организацию нового начинания, и уже 19 января 1903 года газета L’Auto объявила о проведении новой велогонки, которая состоялась 1 июля того же года.

Дегранж решил организовать тяжелейшую гонку по дорогам всей страны, с маршрутом, образующим подобие правильного шестиугольника, похожего на форму метрополии. Каждая из сторон этой фигуры должна была преодолеваться за один этап, этапы обычно разделялись несколькими днями отдыха. Спонсоры газеты обеспечили призовой фонд в 20 тысяч франков. Чтобы привлечь внимание гонщиков, им было обещано довольствие в размере пяти франков за каждый гоночный день.

Маршрут Тура 1903 года: Первый Тур де Франс длился 19 дней и состоял из 6 этапов, между которыми было от одного до четырех дней отдыха. Общая протяженность маршрута составляла 2428 километров, самым длинным этапом был этап на 471 км (Нант-Париж), самым коротким – на 268 км (Тулуза-Бордо). Рельеф этапов был преимущественно равнинным. На старт в Вильнев-Сен-Жорж под Парижем вышло около 60 профессионалов. Хотя некоторых участников финансировали производители велосипедов, и поэтому они объединялись в команды, в целом соревнования были индивидуальными.

Первый Тур де Франс состоял из 6 этапов (2500 км) и собрал 60 спортсменов. Редакция не прогадала: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч до 65 тысяч человек.

Программа-памятка для отслеживания результатов. 1914 год. Удобно.

Ежегодно точка старта и маршрут гонки меняются, чтобы дать возможность жителям разных регионов Франции увидеть событие мирового масштаба вживую, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. На официальном сайте многодневки заранее публикуется запланированный маршрут с профилем высот, ведь трасса гонки в первую очередь интересна огромными наборами высоты.

В 1905 году, чтобы сделать гонку ещё более разнообразной, в неё были добавлены существенные подъёмы. Организаторы признали эксперимент удачным, и маршрут следующих Туров провели через Пиренеи и Альпы. Уже в 1910 году, заезжая на знаменитый Коль д’Обиск (18,5 километров со средним уклоном более 7 градусов), лидер пелотона Октав Лапиз кричал им: «Вы — убийцы!». Спортсмены начала XX века не были готовы к подобным нагрузкам, и в тот год только один из гонщиков смог въехать на все горы Тур де Франс в седле, а не вскарабкаться пешком.

Знаете, сколько километров проезжают гонщики в рамках Тур де Франс? От 3 до 4 тысяч км, поделённых на 21 этап! То есть средняя протяжённость одного этапа не меньше 140 км.

И поскольку гонка поделена на условные отрезки, победитель определяется по суммарному времени, которое должно быть наименьшим среди всех гонщиков. Таким образом, не выигрывая ни одного этапа, можно всё-таки стать победителем всего тура, прибывая на финиш в первых рядах (Грег Лемонд сделал это в 1990 году). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика (и речь вообще не о призовых) независимо от его итогового положения в генеральной классификации.

Заметная особенность Тур де Франс – призовые майки, символизирующие достижения того или иного гонщика.

  • Жёлтая майка выдаётся лидеру многодневки, у которого на данный момент лучшее время.
  • Зелёную майку носит лучший спринтер.
  • Гороховая майка идентифицирует лучшего горного гонщика.
  • Белую майку надевает лучший молодой гонщик, возраст которого меньше 25 лет.
  • Наконец, самому агрессивному гонщику присуждают специальный белый номер на красном фоне.

Участники команд не представляют национальные сборные от стран. Например, два российских гонщика, принимавшие участие в Тур де Франс 2020 года, Ильнур Закарин (CCC Team) и Павел Сиваков (INEOS Grenadier), катаются в составе польской и британской команд соответственно. Когда-то в Туре были представлены российские команды (хотя в них, конечно, были зарубежные гонщики) «Катюша» и «Тинькофф», но на сегодня они прекратили свое существование.

КОМАНДА!
Фото: jooinn.com
Фото: wsj.com

Если же каждый гонщик едет на отдельном велосипеде, то почему они разбиты на команды? Профессиональный велоспорт – это командный вид спорта, где все участники собраны для помощи какому-либо гонщику для победы в одном или нескольких этапах.

Например, из более чем 160 участников Тур де Франс на подиум нацелены не более 15-ти человек. Все остальные участники команд помогают лидеру в этом: прикрывают его от ветра, реагируют на атаки соперников, забирают призовые места в протоколе на отдельных этапах, раздёргивают пелотон.

2020 год: состоялось, несмотря на пандемию коронавируса, в 107-й раз (однако даты проведения были сдвинуты).
Фото 2021 года: majlesi-furniture.com
Фото: rmcsport.bfmtv.com
Julian Alaphilippe
Финальный подиум 109-го Тура 2022 года: Йонас Вингегаард центре) празднует победу в желтой джерси, Тадей Погачар (слева)- 2 место, Жеран Томас — 3 место
(Фото: THOMAS SAMSON AFP via Getty Images)

Не так громко и масштабно в 2022 году после окончания Тура прошли женские заезды, где победу в генеральной классификации одержала представительница Нидерландов Аннемик ван Влёйтен из команды Movistar. Тульская велогонщица Тамара Дронова, выступающая за команду Roland Cogeas Edelweiss Squad, стала 15-й в общем зачете первой женской многодневки «Тур де Франс».

Фото: swisscycles.com

В 2023 году Тур стартует 110-ый раз. Юбилей обещает быть интересным, впрочем, как и все предшествующие выпуски.