ЗОЖШкола Первой Помощи

Болит все: колени, ягодицы, спина, руки, шея… Что делать?

При любой физической активности может возникнуть разного рода дискомфорт. Поездка на велосипеде не исключение — это активная нагрузка, в которой задействован весь организм. В большинстве случаев побаливающие части тела после первого катания — это абсолютно нормально. Это всего лишь значит, что вы проходите процесс посвящения в велосипедисты. Но в некоторых случаях на неприятные ощущения следует обратить внимание, особенно если тело ноет и болит после 4-5 выездов. В этом тексте мы остановимся на основных проблемах, с которыми может столкнуться велосипедист-любитель.

Боли и дискомфорт

Важно различать явные болевые ощущения и дискомфорт, такой как боли в мышцах после физической нагрузки.

Если речь идет о болях, причем не обязательно острых, то стоит обратиться к врачу. Грань размыта, но повторяющийся болевой эффект — всегда повод понять его причины. Попытки продолжать нагрузки, а тем более заниматься самолечением, несут большие риски. В интернете можно получить только базовые рекомендации, далее нужен врач.

Езда на велосипеде включает самые разные варианты его использования, от езды на треке до агрессивного спуска с гор — даунхилла или BMX. Мы рассмотрим катание по дорогам всех типов как наиболее распространенный любительский формат.

Посадка на велосипеде

Одной из основных причин дискомфорта является неправильная посадка, не соответствующая подготовке велосипедиста и выбранным маршрутам.

Можно выделить три основных типа посадки (не включая промежуточные):

  • низкая-горизонтальная;
  • средняя;
  • высокая-вертикальная.

Дополнительно велосипед должен подходить вам по размеру и у него должна быть настроена посадка.

Как подобрать правильную высоту седла

Основные места возможного дискомфорта при поездке на велосипеде:

  • Ягодицы;
  • Ноги, прежде всего дискомфорт и боли в коленях;
  • Спина, болезненные эффекты от поясницы до шеи;
  • Руки, им неудобно и они затекают.

Болят ягодицы — самая массовая проблема на велосипеде

Проблема может возникнуть у новичка и даже опытного велосипедиста после перерыва в поездках, например зимнего. У подобного дискомфорта две причины — не подходит седло или велосипед неправильно настроен. Естественно могут действовать обе причины.

Если вы только сели на велосипед, то дискомфорт в данной области это нормально, вы не привыкли ездить на велосипеде и организм реагирует на непривычную нагрузку-давление. Привыкание к седлу очень индивидуально, обычно оно происходит за 3-5 поездок продолжительностью один-два часа. Дискомфорт может вернуться при резком увеличение нагрузок — в данном случае продолжительности поездки.

Настройка седла — посадки

Перед тем как начинать искать новое седло, нужно попробовать скорректировать посадку с имеющимся седлом. Велосипедное седло регулируется по высоте, за счет движения подседельного штыря, речь идет о регулировке на 5 и более сантиметров.

По горизонтали седло также движется, речь идет о движение на несколько сантиметров вперед-назад. Обычно седло выставляется параллельно земле, но иногда можно опустить его переднюю часть.

Настройка седла — итерационный процесс: вы задаете его положение, катаетесь, при необходимости корректируете положение седла. Базовую настройку можно осуществить в сервисных центрах.

Важно понимать, что даже незначительное изменения положения седла может кардинально поменять ощущение от него. Так что если у вас возникла проблема, попробуйте подвинуть седло, возможно ситуация поменяется. Если седло вам не подходит, то нужно искать замену.

Выбор седла

Велосипедное седло — главная точка контакта велосипедиста с велосипедом. Удобство велосипедного седла в существенной степени определяет комфорт любой велопоездки.

Велосипеды комплектуются осредненными седлами, соответствующими типу велосипеда, иногда они не подходят конкретному велосипедисту. Главная сложность выбора велосипедного седла в том, что его подборка очень индивидуальна.

При выборе велосипедного седла нужно отталкиваться от двух параметров — типа поездки и особенностей строения вашего тела. В описании своих седел производители обычно указывают, на каких велосипедистов рассчитано их седло.

В каком стиле, и в какой посадке вы планируете кататься, в существенной степени, определяет выбор седла. Некоторые производители на своих седлах пишут, на какую посадку ориентировано седло, обычно они выделяют около пяти типов посадки (мы упоминали их выше). Базовая средняя посадка — обычно называется — умеренная (moderate). Если вы хотите комфорта, то выбираете комфортный вариант седла, под более вертикальную посадку. Для более спортивной езды выбирайте более агрессивную — горизонтальную посадку.

Главные точки контакта велосипедиста с седлом — седалищные бугры, ключевой параметр выбора седла — расстояние между ними. Расстояние между буграми у мужчин колеблется в пределах 100–140 мм, а у женщин — от 110 до 150 мм. Замерить это расстояние можно с помощью специального прибора или подручными средствами. Производитель седла в описание указывает на какое расстояние между седалищными костями рассчитано седло и часто предлагает несколько размеров.

Советы велосипедисту: как подобрать правильную высоту седла

Женское седло

Седла также делятся на: универсальныемужские седла, женские седла.

Мужчин и женщины в месте контакта с седлом имеют разную физиологию. Из-за этого и возникла идея седел с половым позиционированием. Основные отличия между мужчинами и женщинами с точки зрения выбора седла:

  • Женщины меньше мужчин;
  • Женские половые органы отличаются от мужских;
  • Тазовые кости у женщин более подвижные;
  • У женщин больше расстояние между седалищными костьми (с учетом того что, мужчины крупней, влияние этого параметра преувеличено).

Соответственно у женских седел три основные особенности:

  • Они шире;
  • Они короче;
  • Имеют особенности, учитывающие женскую физиологию.

Женское седло должно быть удобным, как его позиционируют не принципиально. При доступности в вашем регионе женских седел я бы посоветовал начать выбор с них.

Три важных момента: седло не должно быть мягким, мягкость — это далеко не плюс, а часто даже серьезный минус. Широким седло также не должно быть — оно должно подходить вам по размеру и форме. Хорошая идея — посидеть на разных типах седел, вы быстро почувствуете отличия, даже без поездки на велосипеде.

Боли в коленях

Следующая по массовости велопроблема — это боли и дискомфорт в коленях. Перечислю основные причины болей в коленях.

  • Неправильная настройка велосипеда;
  • Неправильное педалирование — силовое или с нарушением механики движении ноги;
  • Перенапряжение, отсутствие предварительной разминки;
  • Переохлаждение;
  • Обезвоживание организма.

Первые две причины во многом связаны, если при педалировании у вас полностью не разгибается нога или вам приходится тянуться, ноги не могут работать нормально. Правильная настройка седла по горизонтали и вертикали критична. Также важно понимать, что педалирование — это темповая, а не силовая нагрузка. Нужно педалировать с частотой не менее 50-60 оборотов в минуту. Обратите внимание на технику катания.

Педалирование заметно отличается от привычной для человека нагрузки — хождения или бега. Болевой эффект может вызвать боковая нагрузка на связки, она возникают из-за неправильной постановки ног на педали и направления прилагаемых усилий.

Перенапряжение может создать серьезные проблемы, если вы решите совершить сверхусилие и резко увеличить дистанцию или скорость поездки вы можете повредить связки, мышцы, сухожилия вокруг колена, что потребует длительного лечения. Нагрузку можно увеличивать только постепенно.

Суставы не любят переохлаждения — используйте адекватную одежду, на шорты можно переходить при минимальной дневной температуре выше 15 градусов или используйте наколенники. Серьезные проблемы с коленями может создать обезвоживание организма, нужно пить не менее 500 мл воды в час при спокойной езде на велосипеде.

Проблемы со спиной и руками на велосипеде

Боли в пояснице, спине, шее, руках обычно связаны с неправильной посадкой на велосипеде, которая, в свою очередь, обычно вызвана его неправильной настройкой. Из-за этого, на какие-то части тела нагрузка ложится неравномерно и это вызывает боль. Руки болят из-за непривычного положения кистей и нагрузки на них.

Если велосипед настроен правильно, то эти боли — результат перенапряжения, снять его можно варьирую посадку, например, перехватывая руки на руле в другие положения. Также важно размяться перед поездкой и регулярно делать остановки.

Травмы и микротравмы

Травма на велосипеде не обязательно последствия падения, к ним может привести любое резкое усилие, например, ускорение или вставание с седла. Самые большие риски травм, когда вы устали.

Микротравмы также обычно возникают на фоне усталости и перенапряжение. В обычных поездках перенапряжение не нужно, регулярное катание в комфортном стиле будет давать эффект без него.

Вода и еда на маршруте

Пока вы крутите педали, ваше тело теряет воду в виде пота. И это хорошо, т.к. испарения пота с кожи лучший способ охлаждения во время езды. Без
этого, тепло вырабатываемое мышцами, подняло бы температуру всего тела и убило бы вас довольно быстро. Не забывайте подкреплять свои силы едой, это актуально для поездок на велосипеде продолжительностью более двух часов. Восполнение расхода жидкости и электролитов так же критично.

Сколько нужно пить воды?

Все о воде для велосипедиста.

Велоаптечка

При любом выезде вне города нужно иметь с собой минимальную медицинскую аптечку — бинт, пластырь, средства для обработки ссадин. Может пригодиться активированный уголь, при наличии аллергий — антигистаминные препараты.

Тема про велоаптечки на форуме

И в заключении повторюсь, при возникновении болей не занимайтесь самолечением по интернет рекомендациям, обращайтесь к врачу.

Раздел о здоровье и безопасности на форуме.

Хороших и безопасных поездок!