Город, здоровье, экология

Каждому дому по велопарковке

Говорят, что в 2024 годе в Европе появится обязательный минимум велопраковок для жилых и общественных зданий. Европейская федерациях велосипедистов (ECF) считает это решение прорывным.

Переговоры по поводу велопарковок шли в ЕС целых два года и, наконец, 7 декабря европейские законодатели согласовали документ, который в начале следующего года вынесут на голосование Европарламента.

Новые жилые здания, а также старые после капремонта, где есть больше трех автомобильных парковок, должны будут обеспечить минимум два веломеста на каждую квартиру. В среднем по ЕС в каждой квартире живет 2,3 человека, и это значит, что свое место для хранения велосипеда будет практически у каждого. Документ также рекомендует — хотя и не требует — соблюдать правило двух велопрковок в тех домах, где мест для автомобилей вообще не предусмотрено.

В новых или прошедших капремонт нежилых зданиях с пятью и более автомобильными парковками тоже придётся обеспечить места для велосипедов — не меньше 15% от средней или 10% от общей вместимости здания. Звучит мудрено, но надо так понимать, что в офисном здании на сто человек появится минимум десяток мест для велосипедов. При этом среди них должны быть парковки для нестандартных моделей, например, каргобайков. Этот же норматив предусмотрен и для старых нежилых зданий, но, действовать он начнет только с 1 января 2027 года.

Документ также рекомендует делать на велопарковках инфраструктуру для зарядки электромоделей. Но есть в нем и не очень приятные моменты, позволяющие странам снижать требования для отдельных типов зданий. Например для офисов, куда сложно добраться на велосипеде. Надо надеяться, что чиновники не будут использовать это как уловку.

ECF, несмотря на некоторые издержки, новые правила приветствует — это огромный шаг вперед. По данным на 2018 год, собственные минимальные требования к велопарковкам были только у шести стран ЕС, три страны имели общие рекомендации, но оставляли решение на усмотрение городских властей, еще восемь приняли необязательные к исполнению рекомендации, а оставшиеся не имели и такого. Теперь же появится норматив, который будет обязательным на всей территории Евросоюза. Но начнут действовать новые правила не сразу: после подписания у стран-участниц будет год на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с общеевропейским.

Разумеется, чтобы люди пользовались велосипедами, надо чтобы это было удобно. Правительство Нидерландов, например, вкладывает в это значительные средства. Практически у каждой станции или остановки есть велопарковки — их размер может колебаться от простой рамы до крытого навеса, или даже подземного паркинга на тысячи велосипедов. Причем, зачастую все это бесплатно.

В России строительство и реконструкция городов регламентируются рядом документов, среди них нормы градостроительного проектирования: региональные (РНГП) и местные (МНГП). Вторые не могут противоречить первым. Нормативы содержат самую разную информацию: от количества автопарковок в жилом доме, до максимальной удалённости автобусной остановки для каждого жителя. 10 октября 2019 года, по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, Владимир Путин поручил высшим должностным лицам субъектов РФ внести изменения в нормативы градостроительного проектирования (РНГП).

Хотя велосипедная инфраструктура может создаваться и без упоминания в этих нормативах, такой подход нельзя считать устойчивым. Опыт ряда городов России показывает, что без нормативов вопрос создания велосипедной инфраструктуры подвержен влиянию непредсказуемых факторов: смена администрации или настроений внутри неё, протесты автомобилистов и т. д. Самый яркий пример — история велосипедизации Москвы.

В Альметьевске строят с нуля полноценную велоинфраструктуру по всему городу. В этом году 50 километров безопасных велодорожек, велосветофоры и велопоручни на перекрестках, велоурны, стоянки и специальные знаки.


Мэр Альметьевска говорит, что жители должны быть уверены, что они смогут сесть на велосипед и безопасно доехать до любой точки города. Это поставленная цель, которую должны выполнить в ближайшие годы. Велоинфраструктура Альметьевска строится по лучшим мировым практикам, а это значит, что можно и нужно брать пример другим российским городам.

Как перевозить велосипед в транспорте в 2024 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *